» » Одессит – воздушный фигурист и первый боевой пилот

Одессит – воздушный фигурист и первый боевой пилот

Тимофей Ефимов

Ефимов-младший – это Тимофей Никифорович Ефимов, брат Михаила, первого отечественного авиатора и известного вело- и мотогонщика. Тимофей родился в 1895 году, окончил Одесское железнодорожное техническое училище. О нем писали:

До сих пор в авиационном мире был известен только Михаил Никифорович Ефимов. Теперь же появился второй брат – Тимофей  Никифорович Ефимов, также увлекшийся завоеванием воздуха. Если верить в родственность наклонностей и талантов, то можно ожидать, что русская авиация в лице Тимофея Никифоровича в самом недалеком будущем обогатится еще одним недюжинным воздухоплавателем.

Знак летчика

Т. Н. – механик, хорошо знакомый практически с механизмами и электротехникой, а также хороший спортсмен на автомобиле. Эти данные надо признать большим плюсом каждого пилота...

В июне 1911 года, когда Михаил отправляется в Петербург и Москву для участия в авиационных состязаниях, Тимофей едет с ним в качестве механика самолетов. В Петербурге Тимофею вручают диплом пилота-авиатора. Это событие отмечает журнал «Воздухоплаватель»:

На летательном поле общества «Крылья» блестяще выдержал экзамен на звание летчика-рулевого брат летчика М. Н. Ефимова – Т. Н. Ефимов. Экзамен производился согласно новым правилам международной федерации. По этим правилам экзаменующийся должен сделать десять «восьмерок» за два приема, причем расстояние между концами «петель» должно быть не менее 500 метров. Высота – не ниже ста метров. Т. Ефимов вполне удовлетворил всем требованиям: он сделал 11 «восьмерок" при надлежащей высоте.

Первые летчики

Сравнивая «почерк» обоих братьев, репортеры-знатоки утверждают, что младшему недостает лишь опыта. У него та же «ефимовская» хватка, то же упорство в овладении спецификой полета, умение, слиться с аппаратом воедино, чутко следить за каждым ударом его железного сердца.

Тимофей Ефимов показал чудеса фигурных полетов: он делал в воздухе «ледяные горы», описывал «восьмерки» на крутых виражах, делал рискованнейшие пике и «vol plane» с задержанным ходом мотора... И еще раз доказал, какой блестящий инструктор его брат Михаил Ефимов, школу которого он прошел.

тимофей Ефимов

Тимофей Ефимов добровольцем участвовал в Первой балканской войне 1912–1913 гг. на стороне болгарских войск.

Первый боевой вылет совершил 30 октября 1912 года. В ноябре, на аэроплане «Блерио» в течение часа предпринял разведывательный облет турецкой крепости Адрианополь, осажденной болгарской армией.

В письме к старшему брату Тимофей пишет:

Когда я пролетал над укреплениями, расположенными перед Адрианополем, турки наблюдали мой полет с нескрываемым изумлением, многие падали на землю и закрывали головы руками. Я приблизился к городу и дважды его облетел, делая нужные мне наблюдения. Определив местонахождение турецких войск, я пустился в обратный путь и снова должен был лететь над крепостью. Тут уж турки открыли по мне огонь и несколькими пулями пробили крыло. Но судьба меня хранила, ни одна пуля меня не коснулась, и я благополучно вернулся к своим. Между прочим, болгары собирались нападать на правый фланг турок, я объяснил, что видел колонны турецких войск, двигающихся туда же. Болгары переменили направление и легко разбили не ожидавших нападения турок.

моноплан Блерио

Весть о смелых полетах русского летчика быстро разнеслась по Европе. О нем пишут газеты многих стран. Всероссийский аэроклуб и Харьковское отделение Русского технического общества посылают ему поздравительные телеграммы. Болгарский историк Иван Попов отмечает, что Тимофей Ефимов особо выделяется среди летчиков мастерством и решительностью. В восторженной характеристике русскому добровольцу Попов считает не лишней и такую деталь:

В отличие от других авиаторов Тимофей Ефимов воевал на стороне болгар, не имея специальной зарплаты». Некоторые западноевропейские газеты того времени, как указывает историк, сочли, что подвигами, совершенными в Балканской войне, Тимофей Ефимов даже в чем-то превзошел своего знаменитого брата. Он награжден болгарским орденом «За храбрость».

зрители и летчики

Осенью 1913 года в авиационном мире только и говорят о «мертвой петле» Петра Нестерова. Высоко оценили новшество Нестерова братья Ефимовы. Они тотчас приступили к освоению «мертвой петли». В феврале 1914 года корреспондент газеты «Русский спорт» сообщил читателям из Франции, что «летчик Тимофей Ефимов... в авиационной школе Бюка на днях сделал несколько удачных полетов вниз головой на высоте 300 метров».

Теперь младший брат меняется ролями с учителем Михаилом – показывает ему новые пилотажные фигуры. На публичных полетах блестяще выполняет «мертвые петли», скольжение на крыло и хвост. Еще немногие пилоты в 1914 году владеют этим искусством, 5 мая газета «Утро России» пишет, что среди летчиков-спортсменов насчитывается пять «петлистов» – Габер-Влынский, Васильев, Тимофей Ефимов, Раевский и Шпицберг.

Авиашкола

Весной 1914 года Тимофей завершил очередные авиационные гастроли и дома, в Одессе, уступил настойчивым просьбам: проделал в небе над морем восемь «мертвых петель» подряд.

Приземлившись, авиатор попал в объятия близких и друзей. Внезапно он уловил восхищенный взгляд тоненькой смуглой девушки, стоявшей рядом с названым братом Полиевктом и его старшим сыном. «Петлист» зачастил на Дальние Мельницы, к Полиевкту...

Но лишь через два года, уже во время войны, когда унтер-офицера Тимофея Ефимова направили в Качинскую авиашколу инструктором, он привез в Крым молодую жену – Анастасию Полиевктовну.

Аэроклуб

Лётную деятельность пришлось прервать из-за болезни глаз, в мае 1917 года.

Умер Тимофей Ефимов в Одессе в октябре 1919 года во время эпидемии тифа, через три месяца после гибели Михаила. Точная причина смерти неизвестна: в доме нашли бездыханное тело.

Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

Гость






СМИ Украины:

Загрузка...