Закон написали, а выбора – нет
В Европу, так в Европу. Куда тут денешься! К чему это я? Сейчас поясню. Начиная с июля 2018 года украинцы, могут уже начинать подыскивать себе нового поставщика электроэнергии. А со следующего года — заключать договоры с новыми продавцами.
По новому закону «О рынке электроэнергии» до середины декабря все облэнерго должны отделить поставку (продажу) энергии от ее распределения.
То есть монополистом останется только оператор электросетей, а вот саму энергию можно будет покупать у кого угодно. Поставщик, выделенный из облэнерго, станет лишь одной из подобных компаний. И оператор сетей обязан предоставить равный доступ всем поставщикам, у которых есть лицензии.
Процедура смены поставщика прописана в правилах розничного рынка электроэнергии, которые были приняты НКРЭКУ 14 марта 2018 года. Но это только формально, так сказать, на бумаге. Ведь право выбора поставщика ничего не значит, если выбирать будет не из кого. Подчеркну: сейчас на рынке газа, где такая же реформа стартовала несколько раньше, цена для населения устанавливается государством и потому от смены поставщика потребитель ничего не выигрывает.
Но я не о том, что «ценовая» монополия государства остается в руках Национальной комиссии. Я о другом. О том, что у нас принято принимать решения, не проведя серьезную подготовительную работу. Примеров этому — масса. Сразу вспомнилась идея создания ОСМД. Решили, что собственники в многоквартирных домах лучше смогут обеспечить их содержание в силу личной заинтересованности. Что происходит в реальности? Мало того, что ОСМД в домах старого жилого фонда получили, по сути, здания, как правило, не в лучшем состоянии, они теперь вынуждены искать управляющие компании, которые были бы в состоянии выполнять необходимый фронт ремонтных работ и поддерживать техническое состояние дома.
При этом выяснилось, что рынок услуг по таким работам, практически, не сформирован. Государство, муниципалитеты не удосужились создать привлекательные условия для развития в этой сфере среднего и малого бизнеса. Как в преференциях в налоговой сфере, так и в обеспечении такого рода предприятий информационной составляющей. Я говорю о реестре упомянутых выше фирм, об их квалификации, подтвержденной процессом лицензировать со стороны государства. В конце концов, ремонт инженерных сетей в доме, крыши, фасадов связан с профессиональным уровнем работника.
Как можно выбирать поставщика электроэнергии, если его не существует в природе, а в наличии одно только облэнерго? Закон предусматривает период перехода. Он начинается в июле текущего года и оканчивается, по сути, в 2020-ом. Я сомневаюсь в том, что за два года в Украине может появиться, к примеру, в Одессу сразу несколько альтернативных «Одессаоблэнерго» поставщиков? Полагаю, таких, как я, большинство. И дело тут не в скептицизме, а в примерах процесса нынешнего «реформирования» в стране. Есть правильные вещи, написанные на бумаге. Но нет, увы, даже намека на серьезную подготовительную работу, как в масштабе Украины, так и на местах.