В центре внимания 05.01.2016
Не хотелось бы с первых дней нового года «грузить» одесситов цифирью, но приходиться. Вторично возвращаюсь к бюджету – 2016. С одной стороны, если судить по высказываниям «спикера» украинского парламента Владимира Гройсмана, в стране продолжается процесс децентрализации. В нашем случае – бюджетной. Вот, слова Гройсмана: «Единый налог и акциз полностью будут зачисляться в местные бюджеты; отменены отчисления по единому социальному взносу в размере 3,6 процента работников, и 6,1 процента для должностных лиц органов местного самоуправления…». Ну, дальше идут рассуждения возможном выделение государственных субсидий на разные инфраструктурные проекты на местах, если таковые будут. До сих пор – сплошная радость. А дальше посмотрим на ситуацию, которую формируют на территориях отдельные статьи утвержденного государственного бюджета. Самые болезненные сферы «социалки» - образование и льготы. Так, вот, что предусматривается главным финансовым документом Украины. Первое: передача на местный уровень бесплатного питания в детсадах и школах и разнообразных льгот (бесплатный проезд в транспорте, капремонты жилья, установка домовых телефонов в том числе). Второе: передача на местный уровень учреждений профессионально-технического образования и вузов I-II уровней аккредитации. Данные учреждения будут подчиняться местным органам власти. И финансироваться ими за счет собственных источников и субвенции на подготовку кадров в вузах I-II уровней аккредитации (которая, впрочем, меньше, чем прямые расходы на данную статью расходов в бюджете 2015 года). В сфере здравоохранения, содержание больниц переходит в ведение областных советов. А, вот, с поликлиниками и всей системой, так называемых, участковых врачей, придётся разбираться на уровне городских властей. Здесь сокращение «койко-мест», понятно не будет. Но судьба медицинского персонала поликлиник, полагаю, требует ответа на вопрос о достаточности их финансирования. Теперь снова вернусь к оптимистичному заявлению «спикера» украинского парламента и оглашенных им источникам пополнения местных бюджетов. Говорю об акцизах и едином налоге. Но сначала оглашу определение. Акциз — косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Проще говоря, акциз тогда будет весомым источником пополнения местного бюджета, когда потребительский рынок находится не стагнации, как сегодня, а развивается. Больше торгуем, больше пополняется бюджет. Такая же ситуация с единым налогом. Чем оживлённее работа в малом и среднем бизнесе, тем больше поступлений во все тот же местный бюджет. Ни первого, ни второго момента не наблюдается. Причем, по вине правительства и парламента, которые за два года после Второго майдан, так ничего и не сделали в сфере реформирования экономики. Посему я с большим пессимизмом отношусь к заявлениям руководства парламента и Кабинета Министров. И еще один момент. За этот бюджет нищеты голосовали депутаты - «можаритарщики». В том числе и из Одессы. Начиная от Голубова и оканчивая Чекитой. Центральные средства массовой информации рассказывают, что ребятам пообещали выделить по десять миллионов гривен на округа, в которых они избирались. Собственно, с ними обошлись так, как упомянутые господа обходились с избирателями, предлагая за голос – пакет гречки. Вряд ли на упомянутую выше сумму, можно будет решить проблемы целого округа. Как, впрочем, и насытиться несколькими килограммами гречки в течение года….