В последние годы среди производителей становится всё более популярной тенденция класть меньше товара в привычные упаковки. Что это – вынужденная мера или обман потребителя? Подробности в интервью ТРК «ГРАД» объяснил исполнительный директор Союза потребителей Украины Максим Несмиянов.
Мы видим, что цены растут и это системное как бы явление на украинском рынке, и у производителей появилось несколько путей решения проблемы уменьшения продаж. Например, можно уменьшить качество продукции, да, или же уменьшить количество.
Когда-то знакомый нам всем плавленый сырок весил 90 граммов; сейчас он весит 70. Подобные изменения затронули почти все продукты – молоко, творог, сливочное и подсолнечное масло, крупы. При этом технически никакие законы не нарушаются, объясняет эксперт.
Это является законным при условии, что они на маркировке указывают вес, который реально совпадает. То есть 70 грамм на упаковке – 70 грамм в реальности. Если бы они пошли от другого и написали – было 70 грамм, но на маркировке 90 – это конечно было бы нарушение закона о защите прав потребителей. А так всё в рамках закона.
Проблема в том, что покупатели редко смотрят на этикетки, чаще – на цены. А цены растут, несмотря на все ухищрения производителей. Дорожает сырьё, растут налоги. Фактически, даунсайзинг позволяет производителям коррелировать и искусственно притормаживать подорожание товаров.
Они выходят на то что товар надо повышать на проценты 30 условно. Они думают: ну ладно, давайте повысим на 10, но при этом уменьшим допустим объём товара на 20% - ну условно вот такая вот математика, вы понимаете. А покупатель у нас выбирает самый дешевый товар как вы понимаете и зачастую не смотрит на маркировку. Что там не литр, а 870 грамм как это любится – ну как любят делать да, ну вот-вот так это выглядит.
Производители вынуждены выживать на рынке, поэтому идут на такие не совсем честные по отношению к потребителям схемы. И эти схемы работают – в первую очередь из-за непритязательности самих украинцев, считает Максим Несмиянов.
Производители не стали бы так делать если бы у нас покупатели принципиально покупали 1 литр, да? Ну, по той – по новой цене, которая выросла. Но так как они видят, что эти схемы работают, что при уменьшении количества товара в принципе покупатель готов смириться – главное, чтоб цена росла не быстро – потому мы видим такую историю как системную. Все производители, неважно что мы хотим купить, играются с весом товара.
В ближайшее время ситуация вряд ли изменится – пока цены растут быстрее, чем зарплаты, украинцы вынуждены экономить на всём.
Единственное что это могло бы остановить – если б цены росли и зарплаты росли равномерно. Многие ж планируют свой бюджет и большинство украинцев живет от зарплаты до зарплаты. Потому они исходят из того что масло для них доступно условно там за 50 гривен. А сколько им этого масла продадут – 850мл или литр – это уже вопрос становится вторичным местами.
Законодательно эта проблема не регулируется, и украинцам остаётся только смириться – найти качественные продукты, не подвергшиеся даунсайзингу, на полках супермаркетов вряд ли кому удастся.