НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » Рыцари моря вернулись в Одессу

Рыцари моря вернулись в Одессу

Гибель теплохода «Комсомол» рисунок подростка из Валенсии
Читати grad.ua у  

22 октября 1937 года в Одессу прибыли моряки из франкистского плена.

Вот что писала газета «Чорноморська коммуна» в этот день:

Сегодня трудящиеся Одессы встречают доблестных моряков теплохода «Комсомол», потопленного в том году фашистскими пиратами. 11 членов экипажа теплохода после десятимесячного пребывания в фашистском плену вернулись на родину. Среди освобожденных моряков «Комсомола» капитан Георгий Афанасьевич Мезенцев, один из опытнейших капитанов Черноморского пароходства.

Вспоним: в 1936 году в Испании Народный фронт победил на выборах в кортесы (парламент страны) и сформировал республиканское правительство. Летом начался мятеж под руководством генерала Франко. Им оказали разносторонюю, в том числе военную, помощь власти Германии и Италии – Гитлер и Муссолини. В свою очередь, на стороне Мадрида выступили добровольцы из многих стран мира, знаменитые интербригады. Не остался в стороне и Советский Союз также оказывал испанским патриотам политическую, дипломатическую, экономическую и военную помощь.

«Комсомол» построен в 1932 году на Северной судостроительной верфи в Ленинграде, это было современное судно. Теплоход обслуживал линию Одесса – Ленинград.

Мезенцев был опытным судоводителем, уроженец Бердянска, выпускник Одесского морского техникума 1924 года.

Радостным событиям предшествовали весьма опасные, трагические, зимой 1936 года.

Испанская марка

2 декабря 1936 года «Комсомол» ошвартовался в Поти, загрузил марганцевую руду, для доставки в бельгийский порт Гент. Вечером 13 декабря в море к теплоходу приблизился корабль без опознавательных знаков. Они запросили сведения о грузе и ушли. Уже 14 декабря, когда судно миновало траверз Алжира, подошел крейсер мятежников «Канариас» и приказал:

Остановить машину! Покинуть судно!.

Вооруженные франкисты конфисковали все судовые документы и паспорта моряков, заставили экипаж покинуть судно.

Крейсер открыл огонь и потопил «Комсомол», выпустив 35 снарядов.

модель теплохода

20 декабря 1936 года ТАСС сообщил:

Пиратский крейсер испанских фашистов 14 декабря сего года поджег и потопил судно «Комсомол». Окончательная судьба команды выясняется.

О гибели судна писали Лев Кассиль и Алексей Толстой, ему посвящал стихи Александр Безыменский. Целые газетные полосы отводились сообщениям о митингах протеста, охвативших всю страну.

«Литературная газета» опубликовала отклик Михаила Булгакова:

Я был поражен известием о потоплении советского торгового парохода «Комсомол». Но, по моему убеждению, слова возмущения здесь ничего не помогут. И я присоединяю свой голос к тем, которые находят, что необходимо направить в испанские воды эскадру. Советские военные корабли сумеют и отконвоировать торговые суда, и внушить уважение к флагу Союза, а в случае крайности – напомнить, насколько глубоки воды, в которых плавают поджигатели войны.

Моряки

Список экипажа теплохода «Комсомол»

1. Мезенцев Григорий Афанасьевич – капитан.

2. Кульберг Август Михайлович – 1-й пом. капитана.

3. Соловьев Эммануил Иосифович – ст. помощник.

4. Крамаренко Сергей Семенович – 2-пом. капитана.

5. Синицын Дмитрий Александрович – 4-й пом. капитана.

6. Павленко Назар Иванович – судовой врач.

7. Мартынюк Федор Михайлович – радист.

8. Дрен Федор Дмитриевич – ст. механик.

9. Евтушенко Николай Павлович – 2-й механик.

10. Климченко Георгий Несторович – 3-й механик

11. Ковальчук Иван Александрович – 2-й мех.

12. Галиченко Николай Васильевич – эл. механик.

13. Кричанский Михаил Семенович – моторист.

14. Васильев Вадим Флегмонтович – моторист.

15. Шнайдер Яков Натанович – матрос.

16. Носенко Дмитрий Митрофанович – моторист.

17. Вартоньянц Вартан Мркытович – моторист.

18. Вайчешвили Ираклий Ясонович – моторист.

19. Перлов Израиль Ефимович – моторист.

20. Сиренко Сергей Леонидович – моторист.

21. Коваленко Яков Романович – моторист.

22. Стефанов Иван Васильевич – моторист.

23. Медведев Николай Ильич – токарь.

24. Гасаненко. А.Г. – боцман.

25. Гайдаенко Иван Петрович – матрос.

26. Козуб Артем Иванович – матрос.

27. Науменко Виктор Гордеевич – моторист.

28. Шостак Константин Семенович – матрос.

29. Деменьев Виталий Васильевич – матрос.

30. Павленко Сергей Дмитриевич – матрос.

31. Кнутов Василий Никифорович – матрос.

32. Мельников Юзеф Семенович – матрос.

33. Дымченко Григорий Иванович – 3-й пом. капитана, в управлении Херсонского порта.

34. Пироженко Даниил Авраамович – старший повар.

35. Фоменко Мария Васильевна – дневальная.

36. Бацманова Татьяна Васильевна – буфетчица.

В Испанию в годы Гражданской войны ходили более десяти советских судов. Три – «Комсомол», «Тимирязев» и «Благоев» – погибли, шесть после задержания мятежниками были конфискованы.

Нужно отметить, пиратская операция не была случайной. Теплоход «Комсомол» первым доставил в Испанию 50 танков Т-26, боеприпасы и горючее. За успешное выполнение операции экипаж получил правительственные награды, а капитан, Георгий Афанасьевич Мезенцев награжден орденом Ленина.

В книге «Единственный путь» знаменитая Пассионария, Долорес Ибаррури, написала:

Во время длительных путешествий советские моряки, стремившиеся во что бы то ни стало доставить республиканской Испании необходимые ей грузы, сплошь и рядом показывали волнующие примеры героизма и самопожертвования. Так поступила, например, команда незабываемого теплохода «Комсомол». Матросы этих судов — подлинные рыцари моря....

теплоход

Восемь суток моряки провели в казематах крейсера. Затем их доставили в средневековую тюрьму Пуэрто дель Санта-Мария в Кадисе. Франкисты стремились запугать людей, сломить их волю: применяли угрозы, избиения. Огласили приговор к смертной казни, несколько раз инсценировали расстрел. Но жалоб и просьб о пощаде не было.

В конце концов, после сложных переговоров, с помощью Международного Красного Креста, часть экипажа вышла на свободу в октябре 37-го – 11 моряков во главе с капитаном Мезенцевым. Они сначала были отправлены во Францию, оттуда – в Ленинград, ну и, наконец, в Одессу. Через месяц еще 18 членов экипажа. Оставшиеся 7 моряков провели в застенках два года и восемь месяцев.

Капитан Мезенцев с братьями

Г.А. Мезенцев командовал буксиром «Тайфун», на котором провели уникальную буксировку плавучего дока из Одессы на Камчатку. За 82 дня прошли почти 11 тысяч миль, в порт назначения прибыли на 20 дней раньше запланированного срока.

Позднее он стал заместителем начальника, начальником Черноморского пароходства. Он руководил «Клубом капитанов» в Москве. Награжден тремя орденами Ленина, Отечественной войны 1-й стени, Боевого Красного Знамени, Трудового Красного Знамени. Его именем названо одно из крупнейших судов, контейнеровоз ЧМП.


Схожі новини

Коментарі

СМИ Украины: