НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » Ришельевский лицей – предтеча одесского университета
Ришельевский лицей – предтеча одесского университета
Идея организации лицея на юге принадлежала генерал-губернатору Новороссийского края герцогу А. Э. де Ришельё. Он обратился к императору Александру I с соответствующей просьбой. Однако решение монарх принял не сразу.
И поэтому само открытие лицея произошло уже после того, как Ришельё стал премьер-министром Франции, а на посту одесского градоначальника его сменил А. Ф. Ланжерон.
Торжественное открытие лицея состоялось 7 января 1818 года. Средства на открытие лицея пожертвовал Николай Штиглиц.
Ранее вышел указ об отчислении в пользу лицея из каждой четверти пшеницы, которая вывозилась за границу, по 2 с половиной копейки серебром.
Николай Штиглиц в 1817 был председателем Государственной комиссии погашения долгов. Его усердие и труды, по отзыву министра финансов графа Е.Ф.Канкрина, способствовали к успешному ходу займов и ускорили достижение цели правительства в одной из важнейших финансовых операций.
По словам современников, известие об открытии лицея вызвало у первого министра Франции слёзы радости. Ришельё тут же написал благодарственное письмо жителям Одессы и передал в дар лицею библиотеку и 13 тысяч франков. Позднее он подарил лицею генерал-губернаторское денежное содержание в России, оставленное Александром I за Ришельё на время его пребывания во Франции.
Первоначально лицей располагался в здании, ранее занимаемом приходским и уездным училищами, Благородным институтом. Главный фасад выходил на Екатерининскую улицу, боковыми – на Ланжероновскую и Дерибасовскую, это широко известный «Дом Вагнера».
1857 году лицей получил новую резиденцию – на Дворянской. Там располагается сейчас главный корпус ОНУ.
Первоначально время обучения в лицее составляло 8 лет, преподавание при первом директоре велось на французском языке.
Первым директором лицея по представлению герцога де Ришельё с 1817 по 1820 год был аббат Шарль Николь. Он прибыл в Россию с семейством графа Шуазель-Гуфье. Во Франции аббат стоял во главе престижного колледжа Св.Варвары. В Петербурге он вскоре пансион, который приобрел широкую, нужно сказать, заслуженную известность.
Император Александр І при посещении лицея, остался им чрезвычайно удовлетворенный, благодарил аббата и наградил его орденом святой Анны II степени с бриллиантами.
Впрочем, не всё было безоблачно. Аббат-иезуит грешил прозелитизмом, то есть пытался убедить воспитанников сменить вероисповедание.
По возвращении на родину аббат Николь был назначен ректором Парижской академии и главным викарием Парижа.