НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » Мастер экранизации
Мастер экранизации
Будущий кинорежиссер, Исидор Анненский вырос в интеллигентной семье, увлекался рисованием, музыкой, играл на скрипке, участвовал в домашних спектаклях, занимался мелодекламацией. До революции учился в гимназии, после — в профтехшколе, где к детским увлечениям добавились шахматы и основы высшей математики.
Столь же синтетическим стало образование Анненского: он учился в музыкальной школе, затем на литературном факультете Одесского университета (ушёл с первого курса) и, наконец, окончил театральную школу Бориса Лоренцо в Одессе.
В 1922—24 годах служил актёром в одесском театре «Массодрам» (Мастерская социалистической драматургии), потом — в Одесском городском театре, где работал под руководством выдающегося режиссёра Николая Собольщикова-Самарина.
В 30-ые он много выступал в печати, участвовал в диспутах и одновременно учился на режиссёрском факультете ГИТИСа, который окончил в 1934 году. Сразу же основал собственный «Московский театр-студию» с мейерхольдовским учеником Алексеем Грипичем. одновременно работал в Театре имени Ермоловой. Ставил Анненский преимущественно классические пьесы — круг основных интересов режиссёра определился уже в те годы.
Всё в том же 1934 году Исидор Анненский поступил на режиссёрский факультет ВГИКа. Это был особый набор: к конкурсу допускались только лица с высшим образованием, с опытом работы в искусстве. Из первого выпуска «академиков» успешным постановщиком стал только Анненский (второй выпуск, ставший последним, дал советскому кино Александра Столпера и Яна Фрида).
Дипломной работой Анненского стала экранизация чеховского водевиля «Медведь» (1938). Картина была выпущена во всесоюзный прокат (единственная из 15 дипломных работ «академиков»), имела значительный успех у зрителей и получила — в первый и последний раз за тридцатипятилетнюю карьеру режиссёра — единодушное признание критиков. При работе над фильмом определились основные принципы Анненского: «ставка» на крупных театральных актёров (сценарий написан конкретно для Михаила Жарова и Ольги Андровской) и тщательный подбор творческого коллектива.
Вскоре режиссер поставил по Чехову «Человек в футляре», с Николаем Хмелевым в главной роли. Потом были ленты современной тематики «Пятый океан» и «Неуловимый Ян».
Художественные принципы, выработанные при съемках «Медведя», были развиты в «Свадьбе» (1944). Съёмки проходили в военной Москве в тяжелейших условиях. В распоряжении Анненского имелся лишь один небольшой павильон Студии кинохроники.
В «Свадьбе» собран, без сомнения, один из лучших актёрских ансамблей в истории отечественного кино: Эраст Гарин, Зоя Фёдорова, Алексей Грибов, Фаина Раневская, Вера Марецкая, Сергей Мартинсон, Осип Абдулов, Николай Плотников, Лев Свердлин, Сергей Блинников, Владимир Владиславский, Михаил Пуговкин, дебютантка Татьяна Пельтцер. Картина имела огромный зрительский успех и очень слабую прессу.
Критиковали Анненского не только критики, но и коллеги-режиссеры. Впрочем, возможно некоторыми двигала простая зависть. Говорили, что до отмены авторских отчислений от кинопроката «озолотиться» сумел только Исидор Маркович Анненский. «Медведь» принес ему, по слухам, миллион рублей — целое состояние по тем временам (да и сейчас весьма неплохо).
Критика обрушилась на Анненского и за картину «Анна на шее». В фильме он вновь собрал звезд молодых и зрелых — Александр Вертинский, Михаил Жаров, Алла Ларионова. Тем не менее, время расставило все по местам и «Анна на шее» живет счастливой экранной жизнью.
«Екатерина Воронина», напротив, пользовалась исключительным успехом. В фильме блистали Людми-ла Хитяева, Ариадна Шенгелая и Нонна Мордюкова. Классическая мелодрама, с производственным уклоном, в какой-то степени предвосхитила триумф ленты «Москва слезам не верит».
Невозможно не вспомнить и кинофильм «Первый троллейбус». Вновь удачный сплав молодости и опыта. Здесь играют молодые Ирина Губанова, Александр Демьяненко, Олег Даль , Нина Дорошина, Виктор Борцов, Михаил Кононов; маститые Алексей Грибов, Нина Сазонова, Лев Свердлин. Немаловажно и то обстоятельство, что картина почти полностью снята в Одессе.
В конце жизни Исидор Анненский вернулся к тому, с чего начинал: к экранизациям классической литературы – фильмы «Трое» и «Таланты и поклонники». В этой сфере режиссёр чувствовал себя свободнее всего: недаром Анненский писал сценарии только к своим экранизациям классиков.
Столь же синтетическим стало образование Анненского: он учился в музыкальной школе, затем на литературном факультете Одесского университета (ушёл с первого курса) и, наконец, окончил театральную школу Бориса Лоренцо в Одессе.
В 1922—24 годах служил актёром в одесском театре «Массодрам» (Мастерская социалистической драматургии), потом — в Одесском городском театре, где работал под руководством выдающегося режиссёра Николая Собольщикова-Самарина.
В 30-ые он много выступал в печати, участвовал в диспутах и одновременно учился на режиссёрском факультете ГИТИСа, который окончил в 1934 году. Сразу же основал собственный «Московский театр-студию» с мейерхольдовским учеником Алексеем Грипичем. одновременно работал в Театре имени Ермоловой. Ставил Анненский преимущественно классические пьесы — круг основных интересов режиссёра определился уже в те годы.
Всё в том же 1934 году Исидор Анненский поступил на режиссёрский факультет ВГИКа. Это был особый набор: к конкурсу допускались только лица с высшим образованием, с опытом работы в искусстве. Из первого выпуска «академиков» успешным постановщиком стал только Анненский (второй выпуск, ставший последним, дал советскому кино Александра Столпера и Яна Фрида).
Дипломной работой Анненского стала экранизация чеховского водевиля «Медведь» (1938). Картина была выпущена во всесоюзный прокат (единственная из 15 дипломных работ «академиков»), имела значительный успех у зрителей и получила — в первый и последний раз за тридцатипятилетнюю карьеру режиссёра — единодушное признание критиков. При работе над фильмом определились основные принципы Анненского: «ставка» на крупных театральных актёров (сценарий написан конкретно для Михаила Жарова и Ольги Андровской) и тщательный подбор творческого коллектива.
Вскоре режиссер поставил по Чехову «Человек в футляре», с Николаем Хмелевым в главной роли. Потом были ленты современной тематики «Пятый океан» и «Неуловимый Ян».
Художественные принципы, выработанные при съемках «Медведя», были развиты в «Свадьбе» (1944). Съёмки проходили в военной Москве в тяжелейших условиях. В распоряжении Анненского имелся лишь один небольшой павильон Студии кинохроники.
В «Свадьбе» собран, без сомнения, один из лучших актёрских ансамблей в истории отечественного кино: Эраст Гарин, Зоя Фёдорова, Алексей Грибов, Фаина Раневская, Вера Марецкая, Сергей Мартинсон, Осип Абдулов, Николай Плотников, Лев Свердлин, Сергей Блинников, Владимир Владиславский, Михаил Пуговкин, дебютантка Татьяна Пельтцер. Картина имела огромный зрительский успех и очень слабую прессу.
Критиковали Анненского не только критики, но и коллеги-режиссеры. Впрочем, возможно некоторыми двигала простая зависть. Говорили, что до отмены авторских отчислений от кинопроката «озолотиться» сумел только Исидор Маркович Анненский. «Медведь» принес ему, по слухам, миллион рублей — целое состояние по тем временам (да и сейчас весьма неплохо).
Критика обрушилась на Анненского и за картину «Анна на шее». В фильме он вновь собрал звезд молодых и зрелых — Александр Вертинский, Михаил Жаров, Алла Ларионова. Тем не менее, время расставило все по местам и «Анна на шее» живет счастливой экранной жизнью.
«Екатерина Воронина», напротив, пользовалась исключительным успехом. В фильме блистали Людми-ла Хитяева, Ариадна Шенгелая и Нонна Мордюкова. Классическая мелодрама, с производственным уклоном, в какой-то степени предвосхитила триумф ленты «Москва слезам не верит».
Невозможно не вспомнить и кинофильм «Первый троллейбус». Вновь удачный сплав молодости и опыта. Здесь играют молодые Ирина Губанова, Александр Демьяненко, Олег Даль , Нина Дорошина, Виктор Борцов, Михаил Кононов; маститые Алексей Грибов, Нина Сазонова, Лев Свердлин. Немаловажно и то обстоятельство, что картина почти полностью снята в Одессе.
В конце жизни Исидор Анненский вернулся к тому, с чего начинал: к экранизациям классической литературы – фильмы «Трое» и «Таланты и поклонники». В этой сфере режиссёр чувствовал себя свободнее всего: недаром Анненский писал сценарии только к своим экранизациям классиков.