«Теневая» экономика…
Министерство экономического развития и торговли Украины опубликовало очередное исследование. Понятно, что пишут об успехах. Рапортуют: уровень теневой экономики Украины в январе-сентябре 2017 года снизился до 33% внутреннего валового (ВВП), уменьшившись на 3 процентных пункта (п.п.) по сравнению с показателем за девять месяцев 2016 года.
"Все четыре метода, с использованием которых осуществляется оценка уровня теневой экономики, показали уменьшение уровня теневой экономики в сравнении с аналогичным периодом 2016 года", – указано в отчете на сайте министерства.
Я, было, настроился хлопать и кричать «Браво!», но потом энтузиазм исчез. И, вот, почему. В исследовании упомянули один из четырех методов, которым пользовались аналитики ведомства. Это традиционный показатель – «расходы населения – розничный товарооборот». Он прост, убедителен и, следовательно, эффективен.
Официальная заработная плата, предположим, десять тысяч гривен. Среднемесячные затраты на продукты питания, – статистические, – пять тысяч. Если настолько тысяч гривен среднестатистический украинец купил молока, мяса, овощей и фруктов, то, следовательно, никаких «конвертов» никто от собственника не получает. Взяток не берем. Живем честно. На свои «кровно» заработанные. Ежели, к примеру, средне статическая зарплата всего пять тысяч, а средне статические расходы шесть тысяч, то понятно, что эта самая разница в кошельке появилась точно в обход закона.
И, вот, этот самый метод, примененный аналитика Минэкономразвития показывает: «теневая» экономика составляет 48 процентов ВВП за период январь-сентябрь 2017 года. Правда, она уменьшилась на три пункта в сравнении с 2016-ым, но это не утешает. Оказывается, более половины работающих в Украине в том самом 2016-ым были задействованы в создании «теневой» экономики. Более половины! Хотя, согласитесь, и 48 процентов 2017 года мало утешает.
Министерские аналитики пишут: динамику «детенизации» сдерживают низкое доверие к институтам власти, сохраняющиеся вызовы стабильности финансовой системы и наличие неподконтрольных власти территорий.
Перечисление причин, позволяющих процветать этой самой «теневой» экономики, высказанных специалистами государственного ведомства вводит в тоску. Чем же тогда занимается Министерство, которое призвано содействовать экономическому развитию в Украине, стимулировать потребительский рынок, если речь идет о торговле?
Разумеется, можно себя утешать едва видимым ростом производства, что отражено в электрическом методе. Это, замечу, еще один инструмент подсчета процентов «теневой» экономики. Но давайте не тешить себя этими иллюзиями. Пока парламент и правительство не создадут серьезную законодательную базу, открывающую свободу малому и среднему бизнесу, «теневая» экономика продолжит процветать.