Мошенники-продавцы табака и доверчивые одесситы
Журналисты популярного издания «Одесский листок» 27 июня описали ситауацию с табачными мошенниками в центре Одессы следующим образом:
Одесситы — доверчивый народ. Этим пользуются многие любители легкой наживы. На Николаевском бульваре можно встретить вечерком торговцев контрабандным табаком.
Не угодно-ли, таинственно предлагает юркий малый английский табак. Сегодня пароходом доставлен. Дешево-с.
В подтверждение того, что табак английский, продавец открывает коробку и показывает верхний слой прессованного табаку. Какое-же бывает удивление покупателя, когда, придя домой, он обнаруживает, что верхний тонкий слой табаку покрыт махоркой. На то и щука в море, чтобы карась не дремал!.. Как много щук в одесском море; однако, и дремлющих карасей в Одессе не мало, особенно среди приезжих.
Сразу скажем, Одесса с табаком познакомилась уже в первые годы существования. К началу 30-х годов XIX века город потреблял три тысячи пудов табаку (48тонн). По мнению О.Губаря. на душу населения приходилось 700 грамм, при численности одесситов 50 тысяч.
Поставки шли из Египта, Турции и Греции. Сигары, нюхательный табак поступали из Австрийской империи, вместе с Италией; Британией; Испанией. Первым крупным предприятием по переработке стала фабрика француза Жана Рубо.
В середине века открываются заводы Мангуби, Гереско, Ламба, Леонида Криона Папа Никола, всего – 11 предприятий. Разумеется, государство контролировало рынок. Впрочем, контрабандный, «необандероленный», табак в большом количестве преодолевал преграды.
В Российской империи существовали табачные акцизные марки или акцизные бандероли, напечатанные на тонкой и длинной полоске, которыми оклеивались пачка или упаковка махорки, табака, папирос или сигарет, вскрыв бандероль на упаковке не разорвав было невозможно. Бандероль гарантировала оригинал реализуемого товара табачной фабрики, и отмечала, что акциз уплачен правительству.
В 1860 начала выпускать продукцию табачная фабрика А.М. Попова, одна из самых известных, наряду с предприятием Асвадуровых. Попов вначале разместил производство на Успенской, а позднее – на углу Пушкинской и Малой Арнаутской улиц (там где сейчас расположен ЦУМ).
Кстати, в 1910 году фабрика Попова выпустила папиросы «Сальве», с фильтрующим элементом в мундштуке. Они быстро приобрели не только всероссийскую, но и европейскую известность. Производство «Сальве» продолжалось не одно десятилетие и в Советском Союзе. Название переводится как «Здравствуй», но можно сказать, что «Будь здоров!» В привязке с табачными изделиями отдает, пожалуй, черным юмором.
При этом уже в позапрошлом веке подделка табачных изделий была поставлена на широкую ногу. Предметом фальсифицирования был и рассыпной табак, и сигары, и даже папиросная бумага.
Эта традиция пустила глубокие корни, давая щедрый урожай не только до революции, но и в Одессе времен СССР. Так, в фельетоне «Дух наживы» Ильф и Петров писали:
Есть в Одессе прекрасное по замыслу учреждение – Горпотребсоюз. У заведующего производством этого прекрасного, повторяем, учреждения Канторовича было два сорта камсы: маринованная – по четыре рубля, и соленая – по два рубля двадцать копеек.
И Канторович сделал то, от чего рочдельские пионеры до сих пор, наверно, переворачиваются в своих прочных дубовых гробах, – облил соленую камсу уксусом и продал ее по цене камсы маринованной. Находчивость, которой позавидовали бы старые одесские спекулянты, известные миру крайней неразборчивостью своих торговых операций.
Ничего не напоминает?
Добавим, что «рочдельские пионеры» – это основатели первого рабочего кооперативного потребительского общества в английском Рочдейле, учрежденного в 1844 году.