НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » Всеобщий любимец, живописец Давид Видгоф

Всеобщий любимец, живописец Давид Видгоф

Давид Видгоф автопортрет
Читати grad.ua у  

Способности к рисованию проявились у Давида Видгофа очень рано; в 14 лет  поступил в Одесскую рисовальную школу, где проучился три года. Его сразу же заметили: в «Отчете о деятельности Одесского общества изящных искусств» за 1881 год сказано, что Давид Видгоф награжден I похвальным листом за отличные успехи по рисованию фигур с оригиналов; в 1882 году отмечен IV премией (средней бронзовой медалью) за отличные успехи по живописи пейзажей и II похвальным листом по рисованию с гипса.

Затем учился в Мюнхенской академии, где стал учеником Макса Гертериха. Давид Видгоф сразу зачислен в натурный класс, несмотря на то, что ему было всего шестнадцать лет.

Соученик-одессит Соломон Кишиневский вспоминал:

Когда Видгопф (у нас принято писать Видгоф, в других странах — Widhoppf) приехал в Мюнхен, то и ему пришлось отряхать прах [обучения в Рисовальной школе] от ног своих, пришлось отделываться от губительной «зернистой» тушевки — но он быстро освоился с техникой угля. Живописная и художественная его манера рисования углем в Академии превзошла работы Пастернака. На Komponierverrein он у всех здесь имел большой успех (Komponierverrein – общество изучения композиции) и был любимцем профессора Лицен-Майера, стоило ему разок не придти, как кругом уже слышно было: Wo ist der kleine Widhopf? Was macht der kleine Widhopf? (где маленький В., что делает маленький В.). Небольшого роста, но ловкий, с красивым и чистым лицом, брюнет с живыми глазами, восприимчивый и жизнерадостный, он в сравнении со степенным Пастернаком казался самородком.

В 1887 году поступил в Академию Жюлиана в Париже, где был учеником Тони Робера-Флёри и Жюля Лефевра. Частная академия художеств, основанная Родольфо Жюлианом, представляла  главную альтернативу центру французского классицизма — Школе изящных искусств. Академия была популярна как среди французов, так и среди иностранцев. В разное время в Академии Жюлиана учились Анри Матисс и Жан Дюбюффе, Пьер Боннар и Жан Арп, Петр Кончаловский и Леон Бакст, Феликс Валлотон и Андре Дерен, Жак Липшиц и Джон Сингер Сарджент, Марсель Дюшан и Эдуар Вюйар.

Учеба в Академии Жюлиана совпала с формированием группы «Наби» (от древнееврейского «пророк», «избранный»), которую там создали Поль Серюзье, Морис Дени, Пьер Боннар, Поль Рансон, Эдуар Вийяр, Феликс Валлотон. Одним из важных новшеств, введенных «набидами», стремившимися к синтезу искусств, стало непосредственное участие художников в создании рекламы, декораций, плакатов, книжной и прикладной графики, костюмов; они рисовали постеры, делали книжные иллюстрации и даже создавали дизайн обоев, тканей, керамики, мебели, фарфора и ковров. В творчестве «набидов» проявились характерные черты стиля модерн: плоскостность форм, декоративность цвета, прихотливая изогнутость контуров, гармония ритмов, что дает право причислять эту группу к ар-нуво.

Все это оказало решающее влияние на становление Давида Видгофа.

Давид Видгоф проучился у Жюлиана три года, с 1887 по 1890-й. Он с трудом сводил концы с концами. Соломон Кишиневский писал о парижских годах Видгофа:

Изучив блистательно технику угля, он переселяется в Париж, где посвящает себя искусству иллюстрации. На выставке Парижского Salon’а его углевые работы портретного характера, привезенные из Мюнхена, имели успех. Издатель журнала Kokoriki пригласил его быть сотрудником журнала в качестве рисовальщика, каковым он и состоял вплоть до смерти издателя  этого самого журнала. Сжившись с Парижем, с французским искусством, Видгопф изменил манеру рисования, достигнутую им в Мюнхене, и теперь рисует в манере лучших французских рисовальщиков — Форена и Steinlen’a. В свое время Видгопф был приглашен занять пост профессора где-то в Бразилии, где он, однако, долго не остался. Русская печать не раз отличала его на своих страницах.

Несколько лет преподавал рисунок в Рио-де-Жанейро. Позднее обосновался в Париже.

Давид Видгоф прославился как портретист: он рисовал Эмиля Золя, Владимира Немировича-Данченко, А. В. Амфитеатрова, Сару Бернар, певицу Н. Т. Ван-дер-Брандт. С 1908 года Видгоф сотрудничал с парижскими журналами Courrier Francais и L’assiette au beurre, его рисунки публиковались в петербургских журналах «Огонек», «Лукоморье». Видгоф выполнил иллюстрации к испанскому изданию «Братьев Карамазовых».

Художник выставлялся в парижских салонах: Осеннем, Независимых и Тюильри. В 1906 он устроил персональную выставку в галерее на бульваре Клиши.

В 1910-х Давид Видгоф писал пейзажи, натюрморты, панно, провел несколько персональных выставок; в 1912 году участвовал в Русской выставке в галерее Devambez; в 1920—30-х рисовал эскизы для фабрик гобеленов в Париже и Бове.

В течение многих лет Давид Видгоф собирал произведения французского народного искусства; после его смерти коллекция была показана на специальной выставке в Париже.

Кавалер ордена Почетного легиона.

 Видгоф оставался всеобщим любимцем, отличаясь веселым, дружелюбным характером. Хана Орлова выполнила в 1924 году его скульптурный портрет под названием «Курильщик с трубкой», в полной мере отражающий характер художника. Скульптура эта установлена сегодня во дворе Израильского музея в Иерусалиме.

Давид Видгоф умер 20 июля 1933 года во французском городке Сен-Клер-сюр-Эпт, неподалеку от Парижа, похоронен там же.




Схожі новини

Коментарі

СМИ Украины: