» » Знаменитый оперный бас воспитан в Одессе

Знаменитый оперный бас воспитан в Одессе

Лубенцов в роли Варлаама

Василий Лубенцов родился в Елисаветграде.  Когда мальчику было семь лет, семья переехала в Одессу.  В 19 лет способности Василия заметил меценат П.Ралли, оплативший обучение. 

В. Лубенцов В 1910 году он поступил в Одесское музыкальное училище, где занимается у знаменитого итальянского педагога Максимилиана Полли. Природная музыкальная одарённость студента, была настолько высока, что уже через год его принимают солистом в Одесскую оперу, которая до революции по праву числилась третьим театром России после московского Большого и петербургского Мариинского.
Одесский критик писал в 1912году:

Приветствовать приходится партию Кончака в руках г. Лубенцова. Такое хорошее и продуманное исполнение партии указывает на огромный рост молодого артиста в отношении техники и таланта.

В. Лубенцов в опереЗатем певец перебрался в Киев.  Популярность Лубенцова, обладавшего глубоким, ровным во всех регистрах голосом мягкого тембра и широкого диапазона, росла. В 1923 году его пригласили в Большой театр, с которым и была связана вся жизнь. Он был первым в Москве королём Трефом в опере Прокофьева «Любовь к трём апельсинам» и Борисом Тимофеевичем в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Он играет Раевского в опере В.А. Золотарёва «Декабристы», Сашку и Половцева в операх И.И. Дзержинского «Тихий Дон» и «Поднятая целина».

опера Его театральное амплуа трудно поддаётся определению. Долгое время в его репертуаре числились главным образом партии первого положения для так называемых героических басов. Затем он стал исполнять самые разные партии, в том числе комические и бытовые, которые называют характерными. Василий Лубенцов  пел Гремина и Собакина, Мельника и Мефистофеля, причём, под управлением таких придирчивых дирижёров, как Голованов, Коутс, Штейнберг, Мелик-Пашаев, это говорит о том, что его искусство отвечало высочайшим требованиям больших музыкантов, не допускавших никаких компромиссов в спектаклях.

Иван ХованскийЛубенцов всегда был в форме. Всегда красиво и полноценно звучал его огромный по диапазону голос.

Лубенцов стал незаменим в ролях, требующих отличной актёрской игры. Одним из его шедевров, запечатлённых в записи, стал Варлаам в «Борисе Годунове» – роль характерная, небольшая, но роль шаляпинского размаха:

Лубенцов лепил своего Варлаама крупными мазками. Большой, толстый, с брюхом, едва сдерживаемым пестрядинными штанами, с всклокоченной седой бородой, его Варлаам казался богатырём». Его Варлаам был разным в каждой ситуации роли. Разгульный, почти пляшущий при виде вина – и беспощадный народный бунтарь в сцене «Под Кромами». «Как во городе было во Казани» у него резко отличается от протяжного, пьяненького «Как едет ён» и тем более от песни о горьком житье монахи-бродяги («Ходишь, ходишь, молишь, молишь»). И как торжествует в конце картины в корчме в верхнем регистре на словах «одна рука короче другой» – пять раз подряд высокое верхнее фа! Одна из предельных нот басового репертуара. И рядом с этим стабильные нижние фа, как в Кончаке («Ужас смерти сеял мой булат»), так и в конце рассказа Головы из «Майской ночи» («Таков пан Голова») или в арии Собакина из «Царской невесты» («Помочь не зная чем»).

Лубенцов и Плисецкая Другие коронные роли – царь Додон в «Золотом петушке», Голова в «Черевичках» и, конечно, богатырь с заячьей душой Фарлаф и Иван Хованский.

Василий Никитич Лубенцов завершил творческий путь в Большом театре в возрасте 65 лет (редкий тогда случай).
Василий Никитич Лубенцов скончался 2 сентября 1975 года.


Автор публикации: Дмитрий Хазан
Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

Гость




Загрузка...