НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » Физик, известный всем

Физик, известный всем

Г. В. Скроцкий
Георгий Викторович Скроцкий родился 11 января 1915 года  в городке Проскурове. Однако все детство его прошло в Одессе.  Он очень много читал. Поступил в школу переростков, затем переведен в шестой класс обычной школы, которую окончил с похвальной грамотой. По заключению комиссии, определявшей профпригодность выпускников, направлен в Техникум связи.

Георгий Скроцкий кафедраПосле двух лет в техникуме поступил в Одесский университет на первый курс только что открытого физико-математического отделения. Окончил с “отличием”. Еще студентом, Георгий Викторович опубликовал первую работу “Вычисление фазы комплексной гамма-функции от комплексного аргумента”. Он нуждался и подрабатывал инструктором на Детской технической станции, осветителем в оперном театре, сторожем в хлебном магазине.

Г.В.СкроцкийВойна застала его во время отпуска дома в Одессе. Он, не будучи военнообязанным (врожденный порок сердца), вступил в народное ополчение, где служил переводчиком до самой эвакуации. С превеликим трудом удалось ему с семьей попасть на одно из последних судов, вывозящих раненых из осажденного города – через Керчь, затем в теплушках – до Сталинграда и по Волге, Каме – до Урала, который уже стал его родным домом.

Кафедра теоретической физики УрФУПосле реэвакуации в 1943 году Академии в Москву Георгий Викторович стал работать в УрГУ – сначала в должности ассистента на кафедре экспериментальной физики, а затем в должности старшего преподавателя и доцента на кафедре теоретической физики.

Природный талант, беспредельная увлеченность наукой, способность живо воспринимать и генерировать новые идеи сформировали у Георгия Викторовича поразительно широкий жизненный и научный кругозор. В Докладах АН СССР в 1957 году была опубликована работа “О влиянии силы тяжести на распространение света”, в которой указаны два новых эффекта общей теории относительности, доступные экспериментальной проверке: поворот плоскости поляризации и кручение луча света, проходящего вблизи края Солнца. Она получила высокую оценку крупных физиков-теоретиков, таких как ближайший сотрудник А. Эйнштейна Л. Инфельд и академик В.А. Фок.

Г.В.Скроцкий, А.Абрагам, С.Шушкевич.Георгий Викторович очень любил молодежь и не жалел времени на общение с ней. С равным энтузиазмом он добивался решения поставить памятник Гаврику и Пете в родной Одессе, обсуждал с хранителем Пушкинского заповедника С. Гейченко вопросы сохранения подлинности исторических мест при возрастающем потоке посетителей.

Необходимо подчеркнуть, докторов наук немало, не все они широко известны, но профессора Скроцкого знали практически все физики.

Георгий Викторович Скроцкий ушел из жизни 13 июля 1992 года. Замечательного педагога, крупного ученого, внесшего неоценимый вклад в дело воспитания молодых ученых и развития физики магнитного резонанса, в становление голографии, что способствовало поднятию этих областей науки на мировой уровень.