Трубе – «труба»?

Северный поток - 2
Читати grad.ua у  
Помню интервью с Виктором Ющенко, которого только освободили от должности Премьер-министра Украины, что стало стартом его президентской кампании. Я попросил его оценить идею создания международного газового консорциума в составе Россия-Германия-Украина. Переговорный процесс только начинался. Но было понятно, что у тогдашнего Президента Леонида Кучмы будут непреодолимые проблемы: Верховная Рада костьми ляжет, но не отдаст газопроводную систему в чье-либо управление, даже если будут обеспечены самые надежные преференции Киеву.

Виктор Андреевич был осторожен в оценке ситуации. Он считал, что такой вариант возможен, но нужны сильные юридические гарантии, закрепляющие ведущую роль в этом «треугольнике» Украины.

Читаю заметки с 15 международного форума YES, организованного Фондом Виктора Пинчука в Киеве. Вот, интересное высказывание главы «Нафтогаза Украины» Андрея Коболева в кулуарах. НАК "Нафтогаз Украины" настаивает на скорейшем объявлении конкурса по отбору стратегического международного партнера для управления украинской газотранспортной системой (ГТС), заявил глава правления НАК Андрей Коболев. «Мы давно говорим, что это надо делать быстро. Я считаю, что времени в запасе уже нет», – сказал он журналистам.

Что предлагается газовым монополистом? Предложена продажа до 49 процентов оператора ГТС Украины через вхождение авторитетного международного партнёра в уставной капитал. Озвучена и цена этого «пакета» акций – 7 миллиардов долларов. При этом, подчеркивается, что Украина оставляет за собой контролирующий «пакет».
 
Еще раньше, – 28 декабря 2017 года, – Минэнергоугля официально пригласило потенциальных партнеров по управлению ГТС страны к предварительным консультациям. О таком интересе проинформировали 10 крупнейших (мировой известности) компаний из Европы.

А теперь о сложностях будущей сделки. Если бы подобное решение было принято до строительства «Северного потока – 2», сумма была бы существенно больше и вероятность её получения была бы выше. Главная проблема заключается в том, что любой инвестор основной своей задачей видит получение дохода от вложенных инвестиций. А этот доход в нашем случае полностью зависит от трёх параметров: объём транзита, тариф и эксплуатационные расходы. 

Все вопросы «Нафтогаз» рассчитывает решить за счёт этого пока неизвестного западного партнёра. Именно инвестор должен обеспечить наполняемость газом ГТС и «де-факто» вложить свои средства в её глубокую модернизацию для снижения эксплуатационных расходов и гарантирования бесперебойной деятельности. И тут главная проблема – сохранение объемов транзита газа.

Ясно, что с вводом «Северного потока-2» они могут быть скорректированы. Понятно, не весь транзит уйдет в новый трубопровод. Часть все равно придется прокачивать через Украину. Но где гарантия, что не появится «Северный поток-3»? 

Еще одна деталь. Россия начинает активно входить в рынок сжиженного газа, что будет создавать конкуренцию трубопроводному транзиту. Следовательно, в средне- и долгосрочной перспективе существенное снижение объёмов транзита газа весьма вероятно.  Боюсь, что инвестор пожелает вернуть потраченные деньги, в основном, за счёт конечных потребителей в лице украинского бизнеса и населения.
Автор: журналіст Ігор Розов

Схожі новини

Коментарі

СМИ Украины: