Имитация борьбы за справедливость?
В понедельник, перед началом аппаратного совещания в мэрии, прошла акция протеста. Одни возмущались повышением цен на проезд в «маршрутках» сразу на две гривны: с пяти до семи. Это – активисты-пассажиры. Другие утверждали, что средняя цена за проезд должна быть, как минимум восемь, а лучше – 12 гривен. Это – водители «маршруток».
К первым вышли пообщаться заместитель городского головы Андрей Котляр и директор департамента транспорта Александр Илько. Александр Илько в очередной раз заявил, что тариф не контролируется городским советом и о намерении муниципалитета добиться доминирующего положения городского электротранспорта над частыми маршрутными такси. И добавил, что мэрия предпочитала бы перевозить одесситов на «электробусах». Это, во-первых, экологично. И, во-вторых, дешевле. Дешевле, хотя бы потому, что не надо прокладывать рельсы и тянуть контактные линии для трамваев и троллейбусов.
Собственно, подготовка к протесту началась в социальных сетях почти неделю назад. Призывали активно протестовать у мэрии и не пользоваться «маршрутками». Но с первым предложением – понятно. Активисты готовы протестовать всегда и везде. Особенно, - у мэрии. А, вот, не пользоваться «маршрутками»…. Здесь погорячились. Электротранспорт, увы, перестал быть самым распространенным в Одессе. Следовательно, на работу, - воленс-ноленс, - как-то надо добираться. В конце концов, деньги на жизнь требуется зарабатывать. Словом, агитаторы в данном случае вызвали вопросы. Они, вообще, где-нибудь трудятся? И каковы источники их доходов? Впрочем, это – дело фискальной службы.
Тарифная политика одесских «перевозчиков» - постоянная тема нашей программы. «Черные» дыры мной упоминались уже не раз. Нет точных данных о пассажиропотоке, доходах владельцев маршрутов, четкой и ясной структуры ценового тарифа. Все эти моменты, - подчеркну, - должны быть в зоне внимания не только городских депутатов и мэрии, но, - прежде всего! – общественников. Ибо выходит странная ситуация: катим «бочку» на власть, но оставляем в стороне бизнес. Почему?
Теперь о ситуации, которую либо замалчивают протестующие, либо просто ее не знают. Цена на самую популярную марку бензина А-95 уже 11 января в среднем по стране колебалось вокруг 30 гривен. А вот на официальных страницах сетей АЗС ценники и вовсе перевалили за отметку в 31 гривен за литр. WOG официально объявила, что средняя цена А-95 (Евро-5) на их заправках перевалила за 31 гривен за литр. Причин такого скачка цен две: подорожание нефти и снижение курса гривны к доллару.
Украина импортирует почти 85 процентов необходимых ей нефтепродуктов. При этом не только покупает их за валюту – в валюте(авро) установлен и акциз на нефтепродукты, что также сказывается на их стоимости. И здесь, - протестуй-не протестуй, - а к середине года цена А-95 дорастет до 33 гривен, а дизеля – до 31 гривны. Так, во всяком случае, утверждают эксперты.
Можно, конечно, взять в осаду не только одесскую мэрию, но и Национальный банк Украины в Киеве. А толку-то? Экономика нуждается не в демонстрациях. Она требует реформ. А, вот, с этим пока не очень получается….