В центре внимания 02.03.2016
Начну с последней информации, опубликованной Госстатом Украины. Она, убежден, заинтересует одесситов. Ну, дабы более не томить, цитирую: «Объемы экспорта товаров в 2015 году по видам их транспортировки распределялись таким образом: морскими судами – 51 процент общего объема экспорта товаров, грузовыми автомобилями – 24,3 процента, железнодорожными вагонами – 14 процентов». И далее: «Среди основных видов транспорта, которым ввозились товары в Украину, значительная доля приходилась на грузовые автомобили, – здесь «округляю», - почти 42 процента, железнодорожные вагоны – около 19 процентов, трубопроводный транспорт – 12 процентов». Почему эта информация вызвала у меня интерес? Все просто. Получается, что для перевозки более половины идущих на экспорт украинских товаров, использовался морской торговый флот. Учитывая, что наше государство уже давно распрощалось с судами Черноморского пароходства, суда типа «река-моря», что располагались на Дунае – не существуют, надо полагать, перевозчиками у нас стали иностранные судоходные компании. То сеть отечественные товаропроизводители вынуждены обращаться к зарубежным фрахтовым фирмам. Платить им, а не собственным судовладельцам. Я много лет занимаюсь историей крушения Черноморского морского пароходства. За эти годы был свидетелем неоднократных попыток его реанимировать, после развала времен президентства Леонида Кучмы, хотя роль Леонида Макаровича Кравчука в этой трагедии трудно переоценить. Так, вот, и во времена Ющенко, и в годы Януковича эта тема возрождения ЧМП периодически поднималась на уровне руководства Украины. Юлия Тимошенко, будучи Премьер-министром, дважды назначала, а потом откладывала грандиозные совещания в Кабмине на эту тему. Пытался что-то делать Николай Азаров. Но дальше разговоров – дело не двигалось. И это при том, что еще пятнадцать лет назад было известно о нахождении в управлении подставными фирмами наличие около пятидесяти судов разных типов, принадлежащих Черноморскому пароходству. Я хорошо помню дискуссию, которая шла в средствах массовой информации на общенациональном уровне в конце девяностых – начале двухтысячных. Часть киевских «экспертов», - это слово беру в кавычки, - утверждала, что Украине не нужен большой торговый флот. Подобные рассуждения отношу к обывательским, ибо любой профессионал в сфере перевозок сильно удивится, когда ему будут рекомендовать уменьшить количество транспортных средств. Их максимальная загрузка зависит не от количества, а от умения найти клиентов. Что с успехом делали профессионалы из того же ЧМП или Дунайского пароходства. Словом, картина дня вырисовывается следующая. Товар, произведенный в Украине, есть. А, вот, отечественного грузоперевозчика мы уничтожили по собственной глупости.