Звезда европейского балета взошла в Одессе
Елизавета Никольская родилась во Владивостоке,24 октября 1904 года. Ее отцом был генерал. Через несколько лет семья перебралась в Санкт-Петербург. Там девочка, очень рано проявившая способности к танцам, поступила в знаменитую школу прима-балерины Мариинского театра Ольги Преображенской.
Октябрьская Революция и Гражданская война вынудили семью оставить столичную жизнь, в 1918 году Елизавета с матерью переехали в Одессу. Девушка училась в гимназии и занималась у балетмейстера Бориса Романова, будущего ведущего танцовщика «Русского балета Дягилева» и балетмейстера нью-йоркской «Метрополитен-опера».
Здесь, в театре оперы и балета началась профессиональная карьера Елизаветы Никольской. В труппу Никольскую приняли в 15 лет, в кордебалет. Но вскоре она стала самой молодой артисткой, которой доверили сольные партии. Немалую роль в стремительном взлете юной танцовщицы сыграл Ремислав Ремиславский (настоящее имя Ремислав Шимборски). Он был ведущим солистом и балетмейстером Одесского театра.
После эмиграции наставника в Польшу за ним последовала и Никольская. Там ее увидел агент пражского Национального театра Августин Бергер. 8 июля 1922 она введена в спектакль «Лебединое озеро» и впервые вышла в роли Одетты.
Елизавета Никольская прекрасно освоила приемы классического танца, физически отлично была подготовлена. «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Еврейка», «Пан Твардовский», «Шехерезада», «Истар», «Петрушка» – в театре она танцевала ведущие партии.
Вдохновившись ее красотой и грацией, выдающийся чехословацкий скульптор Эмануэль Кодет создал из бронзы знаменитую «Танцовщицу». Подлинник давно продан и не демонстрируется публике, но одна из авторских реплик является жемчужиной интерьера ресторана La Rotonde в Праге.
Балерина также стала героиней серии работ с «Танцовщица» прославленного фотографа Франтишека Дриткола. Она же, как полагают, послужила моделью для барельефа в стиле art-deco французского художника Мориса Пико, на фасаде парижского «Фоли-Бержер».
Впрочем, вскоре разгорелся конфликт с учителем, Ремиславским, балерина покинула Пражский театр. Однако она много гастролировала по Чехсловакии, танцевала в Королевской опере в Каира. Вместе со своим ансамблем в 1933 году она триумфально выступала на Всемирной выставке в Чикаго и в других городах США, побывала с гастролями в Германии и Югославии.
Она вышла замуж, супруг Феликс де ла Камара – один из самых заметных, но противоречивых и скандальных персонажей культурной и общественной жизни Европы. Сын императорского советника, во время Первой мировой войны он был кадровым офицером, неоднократно награждался за храбрость. Затем стал писателем, журналистом, сценаристом, переводчиком и театральным импресарио.
В 1922 он посвятил балерине роман «Кинозвезда», который получил статус бестселлера, осенью просит ее руки, а зимой состоялась их свадьба. Во время жизни во Франции она получила ангажемент в «Фоли-Бержер», выступает в ревю под псевдонимом Лили Никольская.
В 1930 году супруги официально развелись. Однако, вероятно, именно де ла Камара добыл жене вторую по значимости роль танцовщицы в фильме La Revue des reuvues (1927), где в главной партии блистала знаменитая «черная Венера» Жозефина Бейкер. La Revue стало дебютом Никольской в кино. Ее дальнейшая фильмография включает картины «Волынщик Шванда» (1938); историческую комедию «Гильдия кутногорских дев»; романтическую драму «Любовница в маске» (1940); и наконец драму «Танцовщица» (1943).
В Прагу Елизавета Никольская вернулась в 1932 году с прочной репутацией балерины высочайшего уровня и хореографа с мировым именем. Неудивительно, что дирекция Национального театра была счастлива предложить ей позицию прима-балерины, на которой она и прослужила с 1934 до 1941 года.
Она танцевала ведущие партии почти во всех балетах: Сванильду в «Коппелии», Аврору в «Спящей красавице», несколько партий в «Раймонде», принцессу Гиацинт и Жизель, Женщину в «Творениях Прометея». Поставленные ею «Половецкие пляски», новая редакция «Лебединого озера» и «Раймонды», особенно «Любовь-волшебница», «Разбойники» и «Творения Прометея» оказались очень современными по духу.
Никольская ранее, под влиянием мужа, увлекается эзотерикой и магией. Это было безобидно, куда серьезнее оказалось единодушие супругов в политических вопросах. Камара проявил себя убежденным правым, антикоммунистом. Затем стал членом профашистского движения Vlajka. В послужном списке Камары гражданство Рейха, членство в СА, работа цензором чешских фильмов, множество публикаций национал-социалистического характера.
В случае с Никольской, которой он старался привить те же взгляды, его усилия идеолога-пропагандиста не пропали даром. Ненависть ее к большевикам, из-за которых семья была вынуждена бежать с родины, имела куда как более реальные корни, чем теоретические построения и не лишенная некоторой политической рисовки деятельность ее мужа. Тем не менее под его влиянием не слишком искушенная в нюансах идеологии женщина, разбиравшаяся в балете лучше, чем в политике, тоже присоединилась к движению Vlajka и в конце концов поставила знак равенства между противодействием большевизму и добросовестным служением Рейху.
По окончании Второй мировой войны по приговору Народного суда Елизавета Никольская признана виновной в коллаборационизме, оштрафована, ее запретили работать в сфере искусства Чехословакии. Однако гораздо больше она, убежденная антисоветчица, боялась «чекистов». В 1945 году через Францию и США семья перебралась в Венесуэлу. В Каракасе Елизавета Никольская открыла балетную школу, в которой преподавала вплоть до скоропостижной смерти в 1955 году.