» » Самобытный историк, оригинальный мыслитель

Самобытный историк, оригинальный мыслитель

Петр Михайлович Бицилли

Петр Бицилли родился 13 сентября 1879 года, в дворянской семье, корни которой восходили к албанским переселенцам, родители матери были крещеными евреями. Отец служил секретарем в Одесском городском кредитном обществе.

После окончания классической гимназии (1899) Петр Бицилли поступил на историко-филологический факультет (историческое отделение) Новороссийского университета.

Дважды его исключали за участие в студенческих волнениях. Отлученный от университета, отбыл воинскую повинность в Одесской инженерной дистанции, вышел в запас в чине унтер-офицера. Только в двадцать семь лет П.М.Бицилли получил диплом. Через год как стипендиата молодого учёного оставляют для подготовки к магистерскому экзамену по кафедре всеобщей истории.

Он работает в архивах и библиотеках Франции, Германии, Италии. В 1910 году Бицилли сдал магистерский экзамен и через год избран приват-доцентом по кафедре всеобщей истории в Новороссийском университете и одновременно преподавателем той же дисциплины на Одесских высших женских курсах.

В 1912 году в Одессе публикуются его первые научные работы: «К вопросу об истониках Athenaeon politea» и «Тацит и римский империализм». В 1914 году выходит «Западное влияние на Руси и начальная летопись». Эти работы сразу обнаруживают глубокие познания автора в филологии, истории, философии культуры.

В 1916 публикуется магистерская диссертация «Салимбене. Очерки итальянской культуры XIII века», а в 1917 проходит её защита в Петроградском университете».

Во время Гражданской войны работал в Одессе, став профессором и при красных, и при белых.

В 1919 вышли две важные работы историка «Падение Римской империи», переработанный курс лекций; «Элементы средневековой культуры», общий очерк средневекового мировоззрения в его типологических чертах. Ученого отличают своеобразный стиль мышления, особый метод проникновения в исследуемую историческую эпоху.

В 1920 Петр Бицилли покинул Родину навсегда. Сначала семья жила в югославском Скопье, он работал на философском факультете филиала Белградского университета. Намечается отход от «чистой» медиевистики, он пишет монографию «Очерки теории исторической науки», в которой ставит проблему соотношения общего и индивидуального в истории, обращается к литературоведению («Этюды о русской поэзии»).

Петр Михайлович Бицилли с семьей

После этого четверть века Петр Михайлович трудился в Софиийском университете имени Святого Климента Охридского. Он снискал глубокое уважение со стороны студентов, любовь издателей и читателей.

Он читал около 80 курсов по различным темам всеобщей истории. Исследователь прекрасно владел древнегреческим и латинским языками, свободно читал на семи языках Одной из форм научного общения стало для него рецензирование прочитанных книг: сотрудничая с парижским журналом «Современные записки» и другими изданиями, он написал несколько сотен статей и рецензий.

Из чисто исторических работ выделяется «Место Ренессанса в истории культуры», «Элементы средневековой культуры».

После окончания Второй мировой войны подал вместе с женой прошение о получении советского гражданства, в котором ему было отказано. Новая власть Болгарии объявила Бицилли педагогом «буржуазного» направления, игнорируя большие заслуги ученого в деле развития исторической науки. Еще в 1946 началась травля Бицилли продолжавшаяся до самой его смерти. В печати появлялись клеветнические, откровенно враждебные статьи, критиковавшие научный метод и изыскания профессора в области новой и новейшей истории.

Петр Михайлович Бицилли в последние годы жизни

25 лет проработав по контракту, он оказался лишенным пенсии.

Петр Михайлович Бицилли скончался 25 августа 1953 года.

Чувство своей ненужности, обреченности все чаще овладевало им, – вспоминал его зять и биограф А. Мещерский.  Смерть (рак легкого) он встретил удивительно спокойно: он ее ждал и, очевидно, давно желал.

Труды Бицилли по сей день представляют собой большую научную ценность, их отличает глубокое познание литературы Запада и России, строгая дисциплина исторического метода и тонкое чувство эстетической формы. Несмотря на очевидные препятствия, ученый создал множество оригинальных работ, по-настоящему оцененных лишь позднее, в связи с лавиной переизданий на русском, болгар­ском и других языках.

Для творческого метода его характерны отказ от следования общим теориям и вместе с тем интенсивная работа мысли, выявление связей духовных феноменов в их обусловленности и одновременно случайности. Индивидуальное он понимал через общее, закономерное через произвольное, видя в истории прежде всего работу духа и его проводников — творцов идей и образов.

Автор публикации: Дмитрий Хазан
Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии





Загрузка...