» » «Гений предметного мира»: художник-сценограф Давид Боровский

«Гений предметного мира»: художник-сценограф Давид Боровский

Давид Боровский

Давид Боровский родился в Одессе 2 июля 1934 года, но с 13 лет учился в художественной школе в Киеве. Он впервые пришел работать в театр в пятнадцать лет. Это был Русский драматический театр имени Леси Украинки в Киеве.

БоровскийЕго взяли на должность художника-исполнителя, а спустя всего шесть лет режиссер Ирина Молостова предложила ему попробовать себя в роли художника-постановщика в спектакле по пьесе Эдуардо де Филиппо «Ложь на длинных ногах».

С этой работы начался звездный путь Давида Боровского.

Макет декораций

В 1966-м, спустя год после того, как он в качестве художника выпустил «Катерину Измайлову» – свой первый спектакль на оперной сцене, – Давид Боровский по приглашению Бориса Львова-Анохина переехал в Москву и сразу получил место главного художника театра имени Станиславского. А через год пришел на Таганку к Ю.Любимову для работы над спектаклем «Живой» по пьесе Бориса Можаева.

Макет декораций

Роль Давида Боровского в формировании идеологии и стиля Театра на Таганке общепризнанная и хорошо известна. Однако он не только многое дал этому театру, но и многое получил от него сам: здесь сформировались основные принципы его сценографии, которая оказала огромное влияние на театральное искусство всей страны. За три с небольшим десятилетия работы главным художником Театра на Таганке Боровский стал ощущать эту сцену своим творческим домом, мастерской, пристанищем – здесь он поставил с Любимовым более двадцати спектаклей. Он стал соавтором самых известных постановок Таганки, таких, как «Гамлет», «А зори здесь тихие...», «Дом на набережной», «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов», и многих других.

Боровский, Высоцкий, Любимов

Вместе с Любимовым Боровский ставил спектакли не только на родине, но и на многих драматических и оперных сценах Европы.

Затем он работал в «Современнике», где на несколько лет стал главным художником театра, а в последние годы служил во МХАТе имени Чехова, работая параллельно в «Эрмитаже», «Ленкоме» и Малом драматическом театре – Театре Европы в Петербурге.

Боровский

Главной особенностью творчества художника можно считать уникальное соединение совершеннейшей условности с пронзительной жизненной правдой – у Боровского они практически слились в одно целое. Как правило, он конструировал спектакль из немногих простейших элементов, любил вводить бытовые вещи из реальной жизни, знакомые каждому зрителю и вызывающие глубоко личные воспоминания. Боровский задумывал и сочинял спектакль как партитуру. Его сценография рождалась в расчете на точное и органическое взаимодействие с актерской игрой, музыкальным рядом, меняющимся светом и самой сценой.

Макет декораций

На драматических и оперных сценах России, Италии, Германии, Венгрии, Франции, Финляндии и США поставил около 150 спектаклей. Неоднократно был участником Пражской квадриеннале (Золотая медаль 1971 и Гран-при 1975 года), лауреат Государственной премии РФ (1998), Национальной премии «Триумф», многочисленных отечественных и зарубежных премий.

Давид Боровский

Давид Львович Боровский 6 апреля 2006 года умер в Боготе, Колумбия, куда прилетел на открытие персональной выставки. За день до смерти Боровский был госпитализирован с диагнозом «инфаркт миокарда», его прооперировали, но спустя несколько часов после операции он скончался.

Через три месяца художнику исполнилось бы 72 года. Пятьдесят пять из них он посвятил театру.

Боровский продолжает жить на многих подмостках. Не случайно еще при жизни Боровского называли «гением предметного мира» – так, как умел видеть и ощущать вещность мира он, кажется, не может больше никто...

Автор публикации: Дмитрий Хазан
Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии





Загрузка...