НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » Живописец, академик, заключенный
Живописец, академик, заключенный
Осип Браз учиться начал в Одесской рисовальной школе у К. Костанди; продолжил образование в Мюнхене, в частной школе знаменитого Холлоши (у него учились и Добужинский, и многие другие русские художники). Затем во Франции и Голландии изучал работы старых мастеров, знакомился с современным искусством. Уже сложившимся мастером Браз поступил в Петербургскую Академию Художеств, в мастерскую Ильи Репина. Тогда же начал участвовать в выставках.
Его работы, по мнению А. Н. Бенуа, отличали "зрелость вкуса и какой-то "европеизм"". В 1897 Браз получил звание художника, но, вопреки академическим правилам, не за специальную конкурсную картину, а за серию портретов. Один из них – "Портрет Е. М. Мартыновой" – приобрел П. М. Третьяков. Он заказал художнику также полотна с Верой Комиссаржевской и А. П. Чеховым.
Портрет Чехова получил противоречивые оценки современников, но является единственным прижизненным законченным портретом писателя. Сам Антон Павлович высказался следующим образом: «Меня пишет Браз…Говорят, что и я и галстук очень похожи, но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену».
Браз создал целую галерею портретов русских художников: Л. О. Пастернака, А. П. Соколова, К. А. Сомова, К. К. Первухина, И. Я. Гинцбурга и др. Он — постоянный участник выставок «Мир искусства», член комитета и казначей объединения.
В 1914 году Браз избран академиком Академии Художеств. Художник был прекрасным знатоком живописи и коллекционером. В 1916 его включили в состав комиссии по реставрации картин Эрмитажа. Одним из шедевров собрания – картиной Ж.-Б. Шардена "Натюрморт с атрибутами искусства" – Эрмитаж обязан Бразу. Художник обнаружил картину в комиссионном магазине, отреставрировал и определил авторство. В эти годы Браз — учёный хранитель и заведующий отдела голландской живописи Эрмитажа.
Браз занимался также графикой, литографией, офортом. Несмотря на то, что художник выполнял множество заказов, он уделял время
преподаванию. Среди известных его учеников — Зинаида Серебрякова. Один из замечательных педагогических приемов Осипа Браза — введение предмета «Копирование картин Эрмитажа». Это позволяло студенту изучить приемы письма автора картины, изучить колорит, композицию, понять суть творческого замысла художника.
В 1924 году Браз арестован по обвинениям: скупка картин с целью продажи за границей, шпионаж, заключён в СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. Освобожден благодаря ходатайству ленинградских художественных обществ в 1926 году; затем был в ссылке в Новгороде, занимался реставрацией для губернского музея.
В 1928 году выехал в Германию, а затем — в Париж, где занимался живописью и торговлей антиквариатом. Знания и опыт позволили художнику успешно вести антикварную торговлю и собрать хорошую коллекцию произведений искусства.
Жена художника и оба его сына страдали от тяжелой формы туберкулеза, вылечить их не удалось. Похоронив и жену, и сыновей, художник перебрался в живописный лес, к северу от Парижа, в заповедный Ле Лис. Там и умер Осип Браз в 1936 году.
Его работы, по мнению А. Н. Бенуа, отличали "зрелость вкуса и какой-то "европеизм"". В 1897 Браз получил звание художника, но, вопреки академическим правилам, не за специальную конкурсную картину, а за серию портретов. Один из них – "Портрет Е. М. Мартыновой" – приобрел П. М. Третьяков. Он заказал художнику также полотна с Верой Комиссаржевской и А. П. Чеховым.
Портрет Чехова получил противоречивые оценки современников, но является единственным прижизненным законченным портретом писателя. Сам Антон Павлович высказался следующим образом: «Меня пишет Браз…Говорят, что и я и галстук очень похожи, но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену».
Браз создал целую галерею портретов русских художников: Л. О. Пастернака, А. П. Соколова, К. А. Сомова, К. К. Первухина, И. Я. Гинцбурга и др. Он — постоянный участник выставок «Мир искусства», член комитета и казначей объединения.
В 1914 году Браз избран академиком Академии Художеств. Художник был прекрасным знатоком живописи и коллекционером. В 1916 его включили в состав комиссии по реставрации картин Эрмитажа. Одним из шедевров собрания – картиной Ж.-Б. Шардена "Натюрморт с атрибутами искусства" – Эрмитаж обязан Бразу. Художник обнаружил картину в комиссионном магазине, отреставрировал и определил авторство. В эти годы Браз — учёный хранитель и заведующий отдела голландской живописи Эрмитажа.
Браз занимался также графикой, литографией, офортом. Несмотря на то, что художник выполнял множество заказов, он уделял время
преподаванию. Среди известных его учеников — Зинаида Серебрякова. Один из замечательных педагогических приемов Осипа Браза — введение предмета «Копирование картин Эрмитажа». Это позволяло студенту изучить приемы письма автора картины, изучить колорит, композицию, понять суть творческого замысла художника.
В 1924 году Браз арестован по обвинениям: скупка картин с целью продажи за границей, шпионаж, заключён в СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. Освобожден благодаря ходатайству ленинградских художественных обществ в 1926 году; затем был в ссылке в Новгороде, занимался реставрацией для губернского музея.
В 1928 году выехал в Германию, а затем — в Париж, где занимался живописью и торговлей антиквариатом. Знания и опыт позволили художнику успешно вести антикварную торговлю и собрать хорошую коллекцию произведений искусства.
Жена художника и оба его сына страдали от тяжелой формы туберкулеза, вылечить их не удалось. Похоронив и жену, и сыновей, художник перебрался в живописный лес, к северу от Парижа, в заповедный Ле Лис. Там и умер Осип Браз в 1936 году.