22 января. У одесситов реквизируют теплые одеяла
1873 год. На свет появился Осип Эммануилович Браз - известный живописец, гравер. Учиться начал в Одесской рисовальной школе у Костанди; продолжил образование в Мюнхене, Франции и Голландии. Уже сложившимся художником Браз поступил в Петербургскую Академию Художеств, в мастерскую Ильи Репина. Тогда же начал участвовать в выставках. Его работы, по мнению А. Н. Бенуа, отличали "зрелость вкуса и какой-то "европеизм". В 1897 Браз получил звание художника, но, вопреки академическим правилам, не за специальную конкурсную картину, а за серию портретов. Один из них, "Портрет Е. М. Мартыновой" — приобрел Третьяков. Портрет Чехова получил противоречивые оценки современников, но является единственным прижизненным законченным портретом писателя. Сам Антон Павлович высказался следующим образом: «Говорят, что и я и галстук очень похожи, но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену».
Им создана целая галерея портретов русских художников: Л. О. Пастернака, А. П. Соколова, К. А. Сомова, К. К. Первухина, И. Я. Гинцбурга. Он — постоянный участник выставок «Мир искусства», член комитета и казначей объединения. В 1914 году Браз избран академиком Академии Художеств. Художник был прекрасным знатоком живописи и коллекционером. В 1916 его включили в состав комиссии по реставрации картин Эрмитажа. Одним из шедевров собрания - картиной Шардена "Натюрморт с атрибутами искусства" — Эрмитаж обязан Бразу. Художник обнаружил картину в комиссионном магазине, отреставрировал и определил авторство.
Браз занимался также графикой, литографией, офортом. Несмотря на то, что художник выполнял множество заказов, он уделял время преподаванию. Среди известных его учеников — Зинаида Серебрякова. Один из замечательных педагогических приемов Осипа Браза — введение предмета «Копирование картин Эрмитажа». Это позволяло студенту изучить приемы письма автора картины, изучить колорит, композицию, понять суть творческого замысла художника.
В 1924 году Браз арестован по обвинениям: скупка картин с целью продажи за границей, шпионаж, заключён в СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. Освобожден благодаря ходатайству ленинградских художественных обществ в 1926 году; затем был в ссылке в Новгороде, занимался реставрацией для губернского музея. В 1928 году выехал в Германию, а затем — в Париж, где занимался живописью и торговлей антиквариатом. Знания и опыт позволили художнику успешно вести антикварную торговлю и собрать хорошую коллекцию произведений искусства. Умер во Франции в 1936 году.
1917 год. Как идет реквизиция одеял в Одессе. По словам «Од. Листка», в первый день действия обязательного постановления о реквизиции теплых одеял в места заседания реквизиционных комиссий с раннего утра потянулось много жителей центральных участков со своими одеялами. По отзыву помощника одесского градоначальника, по одному только первому дню можно судить, что население города в высшей степени сочувственно откликнулось на призыв администрации - придти на помощь нашим раненым и больным воинам.
Масса жителей, доставивших одеяла, совершенно отказываются получить за них деньги. Жертвователям выдаются квитанции, в которых указывается, что одеяло дано бесплатно. Из представленных вчера одеял большинство не оставляет желать лучшего. Регистрация поступающих одеял ведется с большой точностью. Одновременно были реквизированы гостиничные одеяла по произведенной накануне переписи.
Реквизиционная комиссия печатает следующее объявление: При производящейся ныне реквизиции одеял у частных лиц для нужд раненых и больных воинов, многие из местных жителей, доставляя нужные одеяла, отказываются от получения за них какого бы то ни было вознаграждения.
О таком похвальном проявлении патриотических чувств одесская главная реквизиционная комиссия вменяет себе в обязанность довести до всеобщего сведения. "Новое Время"(Петроград).