НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » В Одессе появился электрический маяк
В Одессе появился электрический маяк
Воронцовский маяк получил свое имя в связи с тем, что открыт в 1863 году, как и памятник генерал-фельдмаршалу М.С. Воронцову.
Работу маяка обеспечивали два локомобиля и два магнитоэлектрических генератора переменного тока, источником света служили электродуговые лампы Фуко и Соррена.
Еще в 70-х годах XVIII века турки на берегу возвели маяк из песчаника. Он разрушен в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов.
Затем пользовались Хаджибейским маяком, также каменным, находившимся в западной части бухты в полутора верстах от развалин крепости.
В 1815 году начали строить маяк на мысе Большого Фонтана, рядом с Успенским мужским монастырем. Причем это был настоящий «долгострой». Дело пошло только с прибытием в Одессу Михаила Семеновича Воронцова, в 1823 году. Начал работу маяк 6 декабря 1827 года, его назвали Воронцовским. Маяк был оборудован двумя паровыми машинами и сиреной для сигналов в тумане.
Из-за угрозы оползней маяк перенесли в глубь плато. Он работает и в наши дни, именуется теперь Одесским.
Собственно Воронцовский маяк находится у входа в порт. При этом в 30-ые годы XIX века портовый маяк — деревянный — установили в Александровском парке (имени Т. Шевченко), он назывался Ришельевским.
Инициатором сооружения стационарного маяка на оконечности Карантинного мола был адмирал Михаил Петрович Лазарев, командующий Черноморским флотом. Этот была восьмигранная деревянная конструкция с ацетиленовыми фонарями. Маяк разрушен при обстреле города в 1854 году, в Крымскую войну.
В 1863 году, как уже говорилось, установлен новый маяк на территории порта — высотой 17 метров здание из чугунных конструкций и камня.
30 ноября 1867 года маяк оборудован электрическими лампами. Таким образом он стал первым в России и четвертым в мире электрическим маяком. Были установлены два локомобиля и два магнитоэлектрических генератора переменного тока.
История сооружения весьма причудлива. Маяк позднее разобрали и перевезли в Крым, на мыс Сарыч, где он и располагается.
Новый Воронцовский маяк ведет «биографию» с 1888 года. Это опять-таки 17-тиметровая башня. Несущие чугунные детали сделаны в Кронштадте, из Парижа доставили осветительный аппарат системы Френеля.
В 1910 году на маяке установлен ревун (наутофон).
В 1941 году с выходом к Одессе германских и румынских войск (15 сентября) Воронцовский маяк взорвали. Так как башня служила отличным ориентиром для вражеской артиллерии.
Работы по возрождению маяка завершились только в 1954 году. Третий Воронцовский маяк создан из металла на судоремонтном заводе Кронштадт, высота 26 метров.
Башня белого цвета, свет – красный, три вспышки по полторы секунды с такими же интервалами темноты, потом темный интервал. Свет маяка виден за 15 миль.
Работу маяка обеспечивали два локомобиля и два магнитоэлектрических генератора переменного тока, источником света служили электродуговые лампы Фуко и Соррена.
Еще в 70-х годах XVIII века турки на берегу возвели маяк из песчаника. Он разрушен в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов.
Затем пользовались Хаджибейским маяком, также каменным, находившимся в западной части бухты в полутора верстах от развалин крепости.
В 1815 году начали строить маяк на мысе Большого Фонтана, рядом с Успенским мужским монастырем. Причем это был настоящий «долгострой». Дело пошло только с прибытием в Одессу Михаила Семеновича Воронцова, в 1823 году. Начал работу маяк 6 декабря 1827 года, его назвали Воронцовским. Маяк был оборудован двумя паровыми машинами и сиреной для сигналов в тумане.
Из-за угрозы оползней маяк перенесли в глубь плато. Он работает и в наши дни, именуется теперь Одесским.
Собственно Воронцовский маяк находится у входа в порт. При этом в 30-ые годы XIX века портовый маяк — деревянный — установили в Александровском парке (имени Т. Шевченко), он назывался Ришельевским.
Инициатором сооружения стационарного маяка на оконечности Карантинного мола был адмирал Михаил Петрович Лазарев, командующий Черноморским флотом. Этот была восьмигранная деревянная конструкция с ацетиленовыми фонарями. Маяк разрушен при обстреле города в 1854 году, в Крымскую войну.
В 1863 году, как уже говорилось, установлен новый маяк на территории порта — высотой 17 метров здание из чугунных конструкций и камня.
30 ноября 1867 года маяк оборудован электрическими лампами. Таким образом он стал первым в России и четвертым в мире электрическим маяком. Были установлены два локомобиля и два магнитоэлектрических генератора переменного тока.
История сооружения весьма причудлива. Маяк позднее разобрали и перевезли в Крым, на мыс Сарыч, где он и располагается.
Новый Воронцовский маяк ведет «биографию» с 1888 года. Это опять-таки 17-тиметровая башня. Несущие чугунные детали сделаны в Кронштадте, из Парижа доставили осветительный аппарат системы Френеля.
В 1910 году на маяке установлен ревун (наутофон).
В 1941 году с выходом к Одессе германских и румынских войск (15 сентября) Воронцовский маяк взорвали. Так как башня служила отличным ориентиром для вражеской артиллерии.
Работы по возрождению маяка завершились только в 1954 году. Третий Воронцовский маяк создан из металла на судоремонтном заводе Кронштадт, высота 26 метров.
Башня белого цвета, свет – красный, три вспышки по полторы секунды с такими же интервалами темноты, потом темный интервал. Свет маяка виден за 15 миль.