НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » Летописец эпохи
Летописец эпохи
Роман Кармен (Корнман), признанный мастер документального кино, которого называют «летописцем XX века», вел съемки на Крайнем Севере и в Средней Азии, работал во Вьетнаме, Китае, Индии, государствах Латинской Америки. Он был знаком с Мао Цзэдуном, Эрнестом Хемингуэем, Джавахарлалом Неру, Фиделем Кастро, участник нескольких войн. Родился в Одессе 29 ноября 1906 года.
Самый первый любительский фотоаппарат он получил в подарок от отца, писателя и журналиста Лазаря Кармена. В двадцатые годы Кармен переехал в Москву, поступил на рабфак, продолжая заниматься фотографией.
В 1923 году пришел первый успех – фотография семнадцатилетнего Романа Кармена появляется в журнале «Огонек». После дебюта его работы стали активно публиковать в прессе.
Карьера Кармена-фотографа развивалась стремительно: он снимал похороны Ленина, приезд в Москву Максима Горького, делал фотопортреты Михаила Пришвина и Алексея Толстого. Четыре посмертные фотографии Сергея Есенина также были сделаны Карменом.
В 1932 году Роман Кармен окончил операторский факультет Государственного института кинематографии и начал работать на Центральной студии документальных фильмов.
Во время Гражданской войны в Испании Кармен был направлен в республиканские войска в качестве кинооператора.
Константин Симонов вспоминал:
Роман Кармен в качестве оператора принимал участие в съемках фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (режиссеры – Л. Варламов и И. Копалин). Эта работа стала первым документальным фильмом, удостоенным премии киноакадемии «Оскар».
Кармену удалось запечатлеть ряд значительнейших событий мирового уровня. Так, в феврале 1943 года он снимал сдачу в плен фельдмаршала Паулюса под Сталинградом, а 9 мая 1945 года в Берлине – подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Также Роман Лазаревич был автором сценария, режиссером и руководителем съемок публицистического фильма «Суд народов», о Нюрнбергском процессе.
Последний шедевр «Неизвестная война» – лучший, по общему признанию, фильм о Великой Отечественной. В одном из последних писем Роман Лазаревич писал: «Я сейчас весь без остатка погружен в завершение трудного и очень сложного дела с этими фильмами для американского телевидения. Буквально света божьего не вижу, поднимаюсь в шесть утра, а завершаю рабочий день далеко за полночь.
Силы иссякают, сердце напоминает о себе постоянно, ведь два инфаркта я уже имел, казалось бы, нужно беречь себя, а я вот так играю с огнем».
Умер Роман Кармен 28 апреля 1978 года.
Самый первый любительский фотоаппарат он получил в подарок от отца, писателя и журналиста Лазаря Кармена. В двадцатые годы Кармен переехал в Москву, поступил на рабфак, продолжая заниматься фотографией.
В 1923 году пришел первый успех – фотография семнадцатилетнего Романа Кармена появляется в журнале «Огонек». После дебюта его работы стали активно публиковать в прессе.
Карьера Кармена-фотографа развивалась стремительно: он снимал похороны Ленина, приезд в Москву Максима Горького, делал фотопортреты Михаила Пришвина и Алексея Толстого. Четыре посмертные фотографии Сергея Есенина также были сделаны Карменом.
В 1932 году Роман Кармен окончил операторский факультет Государственного института кинематографии и начал работать на Центральной студии документальных фильмов.
Во время Гражданской войны в Испании Кармен был направлен в республиканские войска в качестве кинооператора.
Константин Симонов вспоминал:
На каких только дорогах мне не доводилось встречать Кармена во время войны: и на Западном фронте, и под Яссами, и на Висле, и на Одере и на площади перед рейхстагом, и в Карлсхорсте, в зале, где подписывался акт безоговорочной капитуляции.
Я видел его веселым и – злым, и здоровым и больным, забинтованным, еле державшимся на ногах, но всегда и всюду снимавшим, снимавшим, невзирая на погоду, бомбежки и обстрелы. Кармен снимал и в снежных полях под Москвой, и в обледенелом голодном Ленинграде, и в развалинах Берлина. Четыре года он летал, ездил, ходил, ползал дорогами войны.
Я видел его веселым и – злым, и здоровым и больным, забинтованным, еле державшимся на ногах, но всегда и всюду снимавшим, снимавшим, невзирая на погоду, бомбежки и обстрелы. Кармен снимал и в снежных полях под Москвой, и в обледенелом голодном Ленинграде, и в развалинах Берлина. Четыре года он летал, ездил, ходил, ползал дорогами войны.
Роман Кармен в качестве оператора принимал участие в съемках фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (режиссеры – Л. Варламов и И. Копалин). Эта работа стала первым документальным фильмом, удостоенным премии киноакадемии «Оскар».
Кармену удалось запечатлеть ряд значительнейших событий мирового уровня. Так, в феврале 1943 года он снимал сдачу в плен фельдмаршала Паулюса под Сталинградом, а 9 мая 1945 года в Берлине – подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Также Роман Лазаревич был автором сценария, режиссером и руководителем съемок публицистического фильма «Суд народов», о Нюрнбергском процессе.
Последний шедевр «Неизвестная война» – лучший, по общему признанию, фильм о Великой Отечественной. В одном из последних писем Роман Лазаревич писал: «Я сейчас весь без остатка погружен в завершение трудного и очень сложного дела с этими фильмами для американского телевидения. Буквально света божьего не вижу, поднимаюсь в шесть утра, а завершаю рабочий день далеко за полночь.
Силы иссякают, сердце напоминает о себе постоянно, ведь два инфаркта я уже имел, казалось бы, нужно беречь себя, а я вот так играю с огнем».
Умер Роман Кармен 28 апреля 1978 года.