НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » Рождение крупнейшей компании на Черном море
Рождение крупнейшей компании на Черном море
ричерноморье после Крымской войны(1853—1856 годов) находилось в крайне тяжелом положении. Торговый флот был почти полностью уничтожен, портовые сооружения находились в полном запустении, пароходные компании пребывали на грани разорения.
С инициативой создания частной пароходной компании на Черном море выступил капитан 1 ранга (в будущем адмирал) Николай Андреевич Аркас и крупный предприниматель (позднее одесский городской голова) Николай Александрович Новосельский.
3 августа 1856 года император Александр II указом Высочайше утвердил Устав акционерной компании «Русское Общество Пароходства и Торговли» (РОПиТ).
Оно ставило целью возобновление сообщения между портами Черного, Азовского и Средиземного морей, расширение внешней торговли, развитие отечественного мореходства, промышленности и сельского хозяйства.
Штаб-квартира новой компании разместился в Одессе, в бывшем дворце графа Я. Де Витта. Руководителем общества стал Н. А. Аркас.
С первых же дней общество встретилось со сложностями: недостаток специалистов, заводских и ремонтных мощностей, но более всего затрудняло работу РОПиТ общее неустройство портов, отсутствие складов, погрузочных средства, обустроенных пристаней и причалов.
Перевозки грузов и пассажиров РОПиТ начал 21 мая 1857 года. В первый год компания имела 5 пароходов общей вместимостью 5420 тонн, которые обслуживали три линии из Одессы в Николаев, Херсон и порты Кавказа, а также совершали перевозки по Азовскому морю и пробные рейсы из Одессы в порты Крыма и Средиземноморья.
Через два года общество имело уже 35 пароходов английской и французской постройки, которые совершали рейсы по 12 маршрутам.
Компания успешно развивалась, приобретала новые пароходы, осваивала новые маршруты: линии с Великобританией, Индией и Китаем. Позднее в Одессе общество построило новый завод и эллинг. С 1893 года начались рейсы из Черного моря в Балтийское, а с 1901 года — рейсы из Одессы во Владивосток. В 1906 году РОПиТ открыло регулярные рейсы в США.
К 1910 году РОПиТ стал крупнейшей пароходной компанией России. Флот общества включал 76 пароходов общим водоизмещением 200 тыс. тонн и более 140 подсобных плавсредств. В 1913 году общий тоннаж флота общества составлял 20 % общего тоннажа торгово-пассажирского флота России. Суда РОПиТ посещали порты Атлантического, Тихого и Индийского океанов.
Вновь отметим, главная контора РОПиТ находилась в Одессе, филиалы - в ближневосточных городах: Константинополе, Бейруте, Салониках и других. Судоходно-почтовые конторы РОПиТа работали в Акке, Хайфе, Яффе и Иерусалиме.
В 1918 году все имущество общества было национализировано Советской властью. На этом закончилась деятельность РОПиТ.
С инициативой создания частной пароходной компании на Черном море выступил капитан 1 ранга (в будущем адмирал) Николай Андреевич Аркас и крупный предприниматель (позднее одесский городской голова) Николай Александрович Новосельский.
3 августа 1856 года император Александр II указом Высочайше утвердил Устав акционерной компании «Русское Общество Пароходства и Торговли» (РОПиТ).
Оно ставило целью возобновление сообщения между портами Черного, Азовского и Средиземного морей, расширение внешней торговли, развитие отечественного мореходства, промышленности и сельского хозяйства.
Штаб-квартира новой компании разместился в Одессе, в бывшем дворце графа Я. Де Витта. Руководителем общества стал Н. А. Аркас.
С первых же дней общество встретилось со сложностями: недостаток специалистов, заводских и ремонтных мощностей, но более всего затрудняло работу РОПиТ общее неустройство портов, отсутствие складов, погрузочных средства, обустроенных пристаней и причалов.
Перевозки грузов и пассажиров РОПиТ начал 21 мая 1857 года. В первый год компания имела 5 пароходов общей вместимостью 5420 тонн, которые обслуживали три линии из Одессы в Николаев, Херсон и порты Кавказа, а также совершали перевозки по Азовскому морю и пробные рейсы из Одессы в порты Крыма и Средиземноморья.
Через два года общество имело уже 35 пароходов английской и французской постройки, которые совершали рейсы по 12 маршрутам.
Компания успешно развивалась, приобретала новые пароходы, осваивала новые маршруты: линии с Великобританией, Индией и Китаем. Позднее в Одессе общество построило новый завод и эллинг. С 1893 года начались рейсы из Черного моря в Балтийское, а с 1901 года — рейсы из Одессы во Владивосток. В 1906 году РОПиТ открыло регулярные рейсы в США.
К 1910 году РОПиТ стал крупнейшей пароходной компанией России. Флот общества включал 76 пароходов общим водоизмещением 200 тыс. тонн и более 140 подсобных плавсредств. В 1913 году общий тоннаж флота общества составлял 20 % общего тоннажа торгово-пассажирского флота России. Суда РОПиТ посещали порты Атлантического, Тихого и Индийского океанов.
Вновь отметим, главная контора РОПиТ находилась в Одессе, филиалы - в ближневосточных городах: Константинополе, Бейруте, Салониках и других. Судоходно-почтовые конторы РОПиТа работали в Акке, Хайфе, Яффе и Иерусалиме.
В 1918 году все имущество общества было национализировано Советской властью. На этом закончилась деятельность РОПиТ.