НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » Он оставил свой след в истории театральной Одессы
Он оставил свой след в истории театральной Одессы
Одесский период в жизни известного артиста Ивана Твердохлиба начинался с 1929 года. Он служил в Одесском украинском музыкально-драматическом театре.
Не ясно, как сложилась бы жизнь Ивана Иосифовича, если бы не клубно – инструкторские курсы, на которые был отправлен 21-летний красноармеец и где преподавали И. Юхименко, Я. Мамонтов, Л. Курбас.
А до этого Иван Твердохлиб воевал в Первую мировую и Гражданскую , при этом послужил и у Махно и в Красной Армии. Участник штурма Перекопа.
С 1923 года выступал на сцене Харьковского народного театра имени Шевченко, работал в Киеве, Кременчуге, Полтаве.
В кино снимался с 1930 года. Сыграл множество ролей: «Перекоп»; «Право отцов»; «Кармелюк»; «Колиивщина»; «Однажды летом»; «Дорогой ценой»; «Под золотым орлом».
Одесский период в жизни известного артиста Ивана Твердохлиба начинался с 1929 года. Он служил в Одесском украинском музыкально-драматическом театре.
Не ясно, как сложилась бы жизнь Ивана Иосифовича, если бы не клубно – инструкторские курсы, на которые был отправлен 21-летний красноармеец и где преподавали И. Юхименко, Я. Мамонтов, Л. Курбас.
А до этого Иван Твердохлиб воевал в Первую мировую и Гражданскую , при этом послужил и у Махно и в Красной Армии. Участник штурма Перекопа.
С 1923 года выступал на сцене Харьковского народного театра имени Шевченко, работал в Киеве, Кременчуге, Полтаве.
В кино снимался с 1930 года. Сыграл множество ролей: «Перекоп»; «Право отцов»; «Кармелюк»; «Колиивщина»; «Однажды летом»; «Дорогой ценой»; «Под золотым орлом».
Народный артист Украины Анатолий Дриженко вспоминал:
У нас была существенная разница в возрасте (я на сорок лет младше), но это не мешало дружить. С ним можно было общаться на различные темы, как будто мы ровесники. Он был очень компанейским человеком. И заядлым, азартным рыбаком.
В спектакле «Мартын Боруля» он играл Мартына... Играл гениально. Неповторимо. Каждый раз будто впервые, свежо, естественно и органично (именно в роли Мартына Твердохлиб вышел на сцену в последний раз).
Помню, режиссер ему что-то объясняет, он слушает, вроде бы не понимает, режиссер объясняет и объясняет что-то про философию, подтексты и прочее... Так продолжается долго. Иван Иосифович слушает молча — непонятно, понял или не понял. А потом выходит на сцену и играет, играет лучше всех — в «Законе вечности» Думбадзе, в спектакле «Прежде, чем пропоет петух» Буковчана...Он был очень непритязателен в быту. Скромен. Никогда ничего не просил. Когда выступал на заседаниях художественного совета, был немногословен, но очень точно умел подметить, где неправильно расставлен акцент, где актер фальшивит.
В спектакле «Мартын Боруля» он играл Мартына... Играл гениально. Неповторимо. Каждый раз будто впервые, свежо, естественно и органично (именно в роли Мартына Твердохлиб вышел на сцену в последний раз).
Помню, режиссер ему что-то объясняет, он слушает, вроде бы не понимает, режиссер объясняет и объясняет что-то про философию, подтексты и прочее... Так продолжается долго. Иван Иосифович слушает молча — непонятно, понял или не понял. А потом выходит на сцену и играет, играет лучше всех — в «Законе вечности» Думбадзе, в спектакле «Прежде, чем пропоет петух» Буковчана...Он был очень непритязателен в быту. Скромен. Никогда ничего не просил. Когда выступал на заседаниях художественного совета, был немногословен, но очень точно умел подметить, где неправильно расставлен акцент, где актер фальшивит.
Актриса Людмила Васильева:
Незабываемое впечатление произвел Иван Иосифович в роли дворецкого Мальволио в спектакле «Двенадцатая ночь». Твердохлиб был очарователен в этой роли. Режиссер строил мизансцены так, что Мальволио был всегда впереди всех на сцене. Обычно роль Мальволио играли высокие и стройные актеры, а здесь Твердохлиб — невысокого роста, довольно плотный, но как раз эти данные дали актеру и режиссеру ключ к необычной, неповторимой интерпретации этого шекспировского персонажа.
Он всегда был естествен по манере исполнения и глубок по сути образа. В нашем легендарном спектакле Тевье-молочник» по повести Шолом-Алейхема ;Иван Иосифович играл Тевье, а я — его старшую дочь Цейтл. В сцене смерти Голды — жены Тевье невозможно было удержаться от слез: плакали все, и партнеры, и зрители...
От него шли какие-то заряжающие энергией лучи — даже когда он стоял спиной к тебе.
Иван Иосифович никогда не жаловался на житейские беды, неурядицы. Никогда никого не ругал, не сердился. Приходил на спектакль рано, настраивался. Сидел тихо в стороне от всех, думал или же рисовал на коробочке с гримом.
Он всегда был естествен по манере исполнения и глубок по сути образа. В нашем легендарном спектакле Тевье-молочник» по повести Шолом-Алейхема ;Иван Иосифович играл Тевье, а я — его старшую дочь Цейтл. В сцене смерти Голды — жены Тевье невозможно было удержаться от слез: плакали все, и партнеры, и зрители...
От него шли какие-то заряжающие энергией лучи — даже когда он стоял спиной к тебе.
Иван Иосифович никогда не жаловался на житейские беды, неурядицы. Никогда никого не ругал, не сердился. Приходил на спектакль рано, настраивался. Сидел тихо в стороне от всех, думал или же рисовал на коробочке с гримом.
Маргарита Пресич писала:
Это счастье — работать на сцене с таким актером, каким был Иван Иосифович Твердохлиб. Счастье — общаться с ним. Его отличал большой талант и высокая культура общения. Он безгранично был предан театру. Помогал молодежи. К нему прислушивались. В «Тевье-молочнике»мне посчастливилось играть в том спектакле младшую дочь Тевье — Бейлку.
Хотя Иван Иосифович был по природе своей украинским актером, в образе Тевье ему удалось очень глубоко и точно выразить сущность еврейского народа, его склонность к ироничному восприятию жизни, что помогало переживать труднейшие минуты жизни, его уважение к традициям. Тевье Твердохлиба поднимался до трагедийных высот. Еще будучи студенткой, видела Ивана Иосифовича в «Патетической сонате» Н. Кулиша, где он играл Аврама, человека без ног, который был привязан к тачке.
Какой нужно было обладать силой воли, чтобы в таком положении играть весь спектакль, подниматься по станкам... Он был великим трагедийным актером. Понимал беды других людей, сострадал, старался помочь, и делал это ненавязчиво. А еще Иван Иосифович писал хорошие стихи, посвящая их своей любимой жене.
Хотя Иван Иосифович был по природе своей украинским актером, в образе Тевье ему удалось очень глубоко и точно выразить сущность еврейского народа, его склонность к ироничному восприятию жизни, что помогало переживать труднейшие минуты жизни, его уважение к традициям. Тевье Твердохлиба поднимался до трагедийных высот. Еще будучи студенткой, видела Ивана Иосифовича в «Патетической сонате» Н. Кулиша, где он играл Аврама, человека без ног, который был привязан к тачке.
Какой нужно было обладать силой воли, чтобы в таком положении играть весь спектакль, подниматься по станкам... Он был великим трагедийным актером. Понимал беды других людей, сострадал, старался помочь, и делал это ненавязчиво. А еще Иван Иосифович писал хорошие стихи, посвящая их своей любимой жене.
Когда он еще жил на Садовой (на доме установлена мемориальная доска), одесситы часто наблюдали такую картину: едет на маленьком рокочущем мотороллере Иван Иосифович (настоящий конек-горбунок!), люди останавливаются, машут ему, а он обязательно приветливо всем отвечает.
Иван Иосифович Твердохлиб ушел из жизни 16 октября 1986 года.