21 августа. Крушение поезда на Одесской железной дороге
1825 год. Открыт городской музей древностей. Одесский археологический музей — один из старейших музеев страны. Особое значение в создании музея имела докладная записка известного ученого И.А. Стемпковского «Мысли относительно изыскания древностей в Новороссийском крае», поданная генерал-губернатору М.С. Воронцову. Воронцов, в свою очередь, представил императору Александру I доклад, в котором просил одобрить и санкционировать соответствующие мероприятия по основанию музеев в Одессе и Керчи. Разрешение было получено,
1862 год. В семье мирового судьи родился учёный-гидротехник Всеволод Евгеньевич Тимонов. Образование получил в городском реальном училище. Окончил Парижскую Национальную школу мостов и дорог, затем Петербургский Институт инженеров путей сообщения (с отличием). В студенческие годы работал во Франции техником путей сообщения, строил железные дороги, морские порты и мосты, участвовал в изыскательской подготовке дорожного строительства. С 1886 года В. Тимонов состоял на службе в ведомстве путей сообщения, занимая одновременно строительно-административные и педагогические должности. Возглавлял первую в России кафедру по водоснабжению и водостокам. В 1907 году создал при Санкт-Петербургском институте путей сообщения первую в России гидротехническую лабораторию. Опубликовал более 700 научных работ.
1907 год. В семье моряка родился Николай Александрович Лунин - контр-адмирал СССР, Герой Советского Союза, подводник. С 1919 года Николай Лунин начал ходить юнгой на торговом пароходе. Поступил в Ростовское мореходное училище, по окончании которого служил на учебном паруснике "Вега". В 1928-1935 годах Лунин был капитаном этого судна. В 1935 году Николай Александрович по специальному набору попадает в ВМФ, заканчивает Высшие курсы подводного плавания. С апреля 1940 года он командует подводной лодкой Щ-421. В 1941 году, по советским данным, лодка Н.А. Лунина потопила 4 германских транспорта, а зимой 1942 года за время похода к берегам Норвегии отправила на дно еще три немецких судна. В феврале 1942 года Военный Совет Северного флота представил капитана III ранга к званию Героя Советского Союза, а его подводный корабль - к ордену Красного Знамени. Командовал крейсерской подлодкой «К-21», которая за 1942 год потопила 7 вражеских судов, а в июле 1942 года даже торпедировала германский линкор «Тирпиц». С декабря 1943 года капитана II ранга Н. Лунин был назначен командиром дивизиона подводных лодок Северного флота. До 1962 года адмирал Лунин служил в ВМФ СССР, после чего ушел в запас. Умер – 17 ноября 1970 года.
1912 год. Родился Александр Нудельман. После учебы в профшколе и окончания техникума Нудельман совмещает работу в конструкторском бюро содействия изобретателям с учебой в Одесском индустриальном (политехническом) институте. После окончания института в 1935 году он встретился с ведущим в то время конструктором по разработке авиационного оружия Я.Г.Таубиным, который способствовал переезду Нудельмана в Москву. Стал одним из ведущих конструкторов принципиально новой авиационной автоматической пушки МП-6. Нудельман руководил ОКБ более 43-х лет - до 1987 года. Под его руководством здесь создан ряд авиапушек для авиации, а также целое семейство ракет с боевыми частями различного назначения, в том числе самонаводящиеся ракеты класса «воздух-земля» С-25Л и С-25ЛД с лазерной головкой самонаведения, не имеющие аналогов в мире. При жизни Нудельману был установлен в Одессе бронзовый бюст, присвоено звание «Почётный гражданин Одессы».
1912 год. Злобой сегодняшнего дня становится квартирный вопрос. Дачи, лоно природы, купанья — отходят в прошлое. Перед обывателем один вопрос: где найти квартиру? Чтобы было и сухо, и крепко, и светло, и не дорого. Несмотря на то, что за лето в Одессе воздвигли не один дом, цены на квартиры нисколько не понизились по сравнению с прошлым сезоном. Даже повысились. За сколько-нибудь сносную квартирку гг. домовладельцы готовы драть четыре шкуры с одного. В центре города к квартирам нет приступа. Намечается движение одесситов к окраинам. На Ланжероне, по дороге к М.Фонтану зимние дачи почти все сняты на зиму. Лучше мучиться ежедневно на трамваях, как мучились все лето, чем закабалять себя в рабстве гг, домовладельцам...
1936 год. Родился Юлий Александрович Данилов - физик, математик, историк науки, педагог, переводчик. Окончил механико-математический факультет МГУ, с 1963 поступил в Институт атомной энергии имени Курчатова, в котором работал до конца жизни. В 1971 году получил медаль международного симпозиума за лучшую научную работу, посвященную Кеплеру. В 1979 году, по итогам всесоюзного конкурса, признан лучшим редактором научно-популярной литературы. За переводы книг Георгия Гамова в 1994 году получил премию и медаль имени Александра Беляева, за достижения в области научной фантастики. Научную и просветительскую работу Юлия Данилова высоко ценил его друг — лауреат Нобелевской премии Илья Пригожин, чьи работы он переводил и комментировал. Юлий Данилов — комментатор и переводчик работ А. Тьюринга, Л. Кэролла, А. Эйнштейна, Г. Хакена, М. Гарднера. Юлий Данилов был постоянным автором и членом редколлегии легендарного журнала «Квант», автором многочисленных олимпиадных задач и головоломок, блестящим лектором.
1982 год. На Одесской железной дороге произошло два крушения поездов. Сначала лоб в лоб столкнулись два грузовых состава, затем на обходном пути один пассажирский поезд столкнулся с хвостом другого.
Первое. На станции Шалашская Христиновской дистанции. Локомотивная бригада грузового поезда при следовании по станции допустила проезд светофора с запрещающим красным огнём и лобовое столкновение с другим грузовым поездом на скорости 10 км/ч. Машинист первого поезда погиб.
Второе. Из-за крушения на ст. Шалашская пассажирский поезд № 117 Донецк—Львов был перенаправлен в обход участка Христиновка—Вапнярка по участку Мироновка—Фастов—Козятин. Поезд сделал остановку на ст. Цветково, в том числе и для высадки пассажиров. Из-за изменения маршрута среди пассажиров возникла неразбериха, отправление поезда было задержано.
В это время к станции приближался пассажирский поезд № 27 Севастополь—Киев, имеющий по расписанию остановку на Цветково. Из-за позднего применения тормозов для снижения скорости поезд № 27 проехал светофор с запрещающим красным огнём и врезался в хвостовой вагон поезда № 117. Погибли 22 человека.