НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » 15 июня. Крушение парохода под Одессой: 400 погибших

15 июня. Крушение парохода под Одессой: 400 погибших

Читати grad.ua у  

1862 год. Родился Евгений Викторович Колбасьев - изобретатель в области морского дела. Окончил петербургское Морское училище. С 1891 года он служит преподавателем Кронштадтской водолазной школы. Е.В. Колбасьев разрабатывает конструкцию корабельного и подводного телефонов, а также создает систему телефонной связи с водолазом. Колбасьеву принадлежит авторство оригинального способа подводного освещения. Лейтенант Колбасьев организовал в Кронштадте мастерскую по производству водолазного снаряжения и телефонных установок для кораблей. Позже именно в этой мастерской серийно строились судовые радиостанции системы А.С. Попова. Е.В. Колбасьев — автор оригинальной конструкции плавучей мины и нескольких проектов подводных лодок, в одном из которых предусматривалась установка торпедных аппаратов системы Колбасьева, обеспечивавших залповую стрельбу. В мастерских Кронштадтского порта, в обстановке строжайшей секретности, корабельный инженер Николай Николаевич Кутейников построил по проекту Колбасьева электрическую подводную лодку, известную под названием «Петр Кошка». Экипаж лодки состоял из трех человек, вооружение - две торпеды калибра 380 мм. Аккумуляторы обеспечивали 15-мильную дальность плавания под водой на скорости 3,5 узла, либо 40 миль в надводном положении на 4 узлах. Подводная лодка имела секционную конструкцию и состояла из девяти секций, самая тяжелая из которых имела вес 1,6 тонны, что позволяло перевозить субмарину в разобранном виде в стандартном вагоне. Таким образом, именно Колбасьев и Кутейников являются первыми создателями секционного метода строительства субмарин, нашедшего широкое применение в годы Второй мировой войны.  К сожалению, проект дальнейшего развития не получил. В феврале 1904 г. лодку отправили в Порт-Артур, где она без всякой пользы стояла в порту до конца обороны. Перед сдачей крепости японцам русские моряки затопили подводную лодку «Петр Кошка» в западной части гавани. 20 ноября 1918 года капитан 1-го ранга Евгений Викторович Колбасьев был расстрелян в местечке Инкерман близ Севастополя.

1901 год. Домовладелец Макри, за непринятие мер предосторожности, вследствие чего, обвалившейся стеной, шесть рабочих убиты, а четверо ранены, приговорен к трехмесячному тюремному заключению и церковному покаянию. Гражданские иски удовлетворены. В доме Макри по Пантелеймоновской улице №14 (бывш. Ново-Рыбная, Чижикова) жил с матерью и сестрой Корней Чуковский, тогда Николай Корнейчуков.

1903 год. Родился Костя Константинов - французский пианист, дирижёр и композитор. В 18 лет бежал в Константинополь, учился музыке в Берлине и Париже. В 1920-х годах выступал как аккомпаниатор с исполнителями русских романсов и цыганских песен, работал дирижёром в оперных труппах. На протяжении 30-ых годов выступил с музыкой для балетов и театральных постановок: Фестиваль русской музыки в Театре Елисейских Полей, парижские гастроли труппы Михаила Чехова (музыка к трагедии «Гамлет»). Дирижировал Симфоническим оркестром Парижа при исполнении своей симфонической поэмы «Стадион». Во время германской оккупации Франции Константинов продолжал работать как дирижёр и редактор музыкального вещания на станции «Радио Париж», подконтрольной режиму Виши. Написал оперу-буфф «Дон Филипп» на либретто графини Воронцовой. Дирижировал оперой Мусоргского «Борис Годунов». После войны гастролировал в Великобритании и Дании. Затем решил продолжить карьеру в США, однако почти сразу по прибытии в страну, в 1947 году, погиб в авиакатастрофе.

1916 год. Одессе пришлось пережить печальный день. Утром с частным пассажирским пароходом «Меркурий», совершающим рейсы между Одессой и Херсоном, произошла катастрофа. Пароход рассчитан на 300 пассажиров; спасательных средств было не более чем на 200 человек, а в момент катастрофы на борту находилось, как точно установлено, 506 платных классных пассажиров, ехало на каникулы много учащейся молодежи и ученическая экскурсия. Как полагают также около 100 безбилетных, 31 человек команды. Погибло не менее 400 пассажиров и почти весь экипаж. Катастрофа произошла в 20 верстах от Одессы, на широте Дофиновки, близ селения Григорьевка в 2 милях от берега. Пароход получил пробоину в носовой части и в 5 минут затонул. Спущенные две шлюпки порывом ветра были опрокинуты. Спасавшимся пришлось держаться за плававшие предметы. «Меркурий» снялся в рейс из Одессы в 8 час. 2 мин. утра, следуя в Херсон. Через 20 мин. отошел пароход РОПиТ «Потемкин» в Николаев, имея на борту 820 пассажиров. Часа через полтора после отхода пароходов по радиотелеграфу дано было знать в порт о катастрофе с пароходом, при чем имени парохода не было сообщено. Радиодепеша вызвала «немедленную помощь всеми свободными плавучими средствами». Не прошло 10-ти минут, как из порта полным ходом вышли все военные портовые и частные катера со спасательными принадлежностями. Сильное волнение на море после ночного шторма препятствовало быстрому движению легких катеров, добравшихся до места катастрофы только спустя час. Громадные волны заливали низкие борта катеров.  Когда подошли к месту гибели «Меркурия», видны были только верхушки его мачт, на которых держались люди, цепляясь один за другого. Вокруг мачт барахтались в воде погибшие пассажиры.  У берега моряки видели много выброшенных волнами трупов. Подойти к месту гибели «Меркурия», в виду волнения, было нелегко. Несколько катеров бросили канаты к мачтам и причалили к ним. Моряки приступили к спасению погибавших, которых к несчастью, на поверхности воды оказалось немного. Причины гибели «Меркурия» еще окончательно не установлены, но присутствие здесь подводной лодки определенно и положительно исключается. Ночь, предшествовавшая катастрофе, была бурная; на море свирепствовал шторм, сорвавший в порту несколько барж и якорей. Печальная весть с быстротой молнии облетела весь город; в порт бросились жители, всего только несколько часов назад провожавшие родных и близких. В начале третьего часа дня прибыл первый катер, доставивший 24-х спасшихся. Капитан катера Коваленко потерял на «Меркурии» двух сыновей, выехавших в Херсон. Градоначальством зарегистрирован список спасенных с пароход «Меркурий», доставленных морем. В списке 164 фамилии. Несколько десятков человек были доставлены на автомобилях; 4 тяжело раненых находятся в Сычевкой больнице. У селения Григорьевка к берегу прибило 28 трупов.




Схожі новини

Коментарі

СМИ Украины: