24 декабря
1849 год. Родился Шарль Эфрусси, коллекционер, искусствовед. Из династии банкиров и торговцев Эфрусси. В 1871 году вместе с родителями и братьями переехал в Париж, в новый дом, названный дворцом Эфрусси. Вскоре он заинтересовался картинами импрессионистов и приобрел около сорока работ Моне, Мане, Дега, Ренуара, Писсарро. Ренуар показал самого Шарля на заднем плане одной из самых знаменитых своих картин «Завтрак гребцов». Марсель Пруст, который был дружен с Шарлем, выбрал его прототипом Шарля Свана в эпопее «В поисках утраченного времени». За вклад в развитие искусства был удостоен ордена Почётного легиона. Когда возник большой интерес к японскому искусству, Шарль начал собирать нэцкэ. Шарль умер в возрасте 55 лет. До конца своих дней он оставался холостяком и завещал имущество племяннице и ее мужу.
1905 год. Родился Константин Федорович Данькевич, композитор, дирижер, профессор Одесской консерватории, народный артист СССР. Окончил Одесскую консерваторию с отличием, занимаясь по классу фортепиано и по классу композиции. В 1930 году завоевывает звание лауреата на первом всеукраинском конкурсе пианистов. Данькевич был разносторонне одарен: как певец (мягкий, бархатный бас), пианист, дирижер, актер. Он — автор большого количества хоров, песен, романсов, произведений камерно-инструментальной и симфонической музыки. Наиболее важные из них — струнный квартет (1929), Первая симфония и Вторая симфонии, симфонические поэмы «Отелло» и «Тарас Шевченко», симфоническая сюита «Ярослав Мудрый». Работал как композитор с Исааком Бабелем над хроникально-документальным фильмом “Одесса”, снятым в 1935 году, считался безвозвратно утерянным. Видное место занимают произведения для театра — опера «Трагедийная ночь», поставлена в Одессе; балет «Лилея», популярнейшее произведение репертуара, поставлен в Киеве, Львове и Харькове; музыкальная комедия «Золотые ключи», опера «Богдан Хмельницкий». В 1944 году Данькевич возглавляет Одесскую консерваторию, с 1953 г. работал профессором Киевской консерватории. Умер Константин Федорович Данькевич 24 февраля 1984 года в Киеве.
1909 год. В судах. Городовой одесской полиции Зайченко сегодня в палате обвинялся в превышении власти и убийстве воспитанника железнодорожного училища Авраменко в мае прошлого года. Полицейский отряд отправился на облаву и окружил пивную. Зайченко оставался на улице, по которой в это время проходил ученик Авраменко. Городовой окликнул его приказом «стой». Авраменко бросился бежать. Городовой вслед за мальчиком вбежал во двор и из винтовки убил Авраменко наповал. Защитник городового цитировал приказы генерал-губернатора с предупреждением о строгой каре для тех полицейских, из рук которых преступники уйдут живыми, а также приказание действовать как на войне. Городовой принял ученика за скрывающегося преступника. Отец убитого объяснил, что мальчик убегал, так как не имел ученического билета. Палата приговорила Зайченко в тюрьму на 1 год 4 месяца. В удовлетворение гражданского иска отца Авраменка в 5000 р., отказано.
1911 год. Слухи и факты. Одесситы охладели к всевозможной «пинкертоновщине». Это несомненно. Об этом можно судить по витринам газетных киосков. «Сыщики» отсутствуют, а место их занимают самоучители французского, немецкого и английского языков, и даже «руководство к изучению правильн. русского языка» г. Шарова. Что это? Одесситы начинают учиться? И даже русскому разговорному языку? И здесь обновление?..
1912 год. Слухи и факты. Странное дело! В какое общественное место не попадешь - всюду наталкиваешься на «странности» одесской публики. Выставка «передвижников»... Казалось бы сюда–то должна идти наиболее культурная часть общества, знакомая с правилами общежития... Ничуть не бывало!.. Точно первый раз на выставке... Стулья вытаскиваются на середину зала, причем конечно, загораживается проход, садятся спиной к картинам, едва не затылком полотна и, естественно, заслоняя всю картину... Курят, а окурки – на пол! Мешают друг другу на каждом шагу, толкаются, трогают картины руками... Не выставка картин, а базар!
1925 год. Вышел немой черно-белый фильм 27-летнего Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин". Официальный просмотр прошел в Большом театре на торжественном заседании, посвящённом 20-летию Первой русской революции. Эйзенштейн принципиально не хотел снимать в фильме профессиональных актеров - ему нужны были, как он говорил, "подлинные люди" - типажи. Критики отмечали работу операторов - Владимира Попова и Эдуарда Тиссэ, которая отличалась оригинальными точками съемок, неожиданными ракурсами, смелыми монтажными сопоставлениями дальних и общих планов с крупными. Фильм был снят и смонтирован в течение четырех месяцев. Считается, что именно в "Броненосце "Потемкин" в российском кино впервые появился цвет. Когда мятежный броненосец входил в одесский порт, над ним взвивался красный флаг. В 1926 году известный немецкий композитор Эдмунд Майзель написал симфоническую музыку к фильму. В 1958 году бельгийская синематека назвала фильм Сергея Эйзенштейна "лучший фильм всех времён и народов". В 2010 году британское издание о кино Empire выбрало "100 лучших неанглоязычных фильмов" и поставило картину Эйзенштейна на третье место.