НОВИНИ ГРАД » Відеорепортажі та авторські програми » Архівна Одіссея » Одесская артиллерийская спецшкола
Одесская артиллерийская спецшкола
Одесская спецшкола была одной из первых в Советском Союзе и начала свою деятельность раньше других, об этом рассказывает заведующая библиотекой Одесской общеобразовательной школы № 40 Тамара Анатольевна Коленко.
Исследуя, в том числе и в государственном архиве одесской области, генеалогическое древо своего рода, она обнаружила известный далеко не всем одесситам исторический факт, ставший отдельной темой для написания целой книги.
Тамара Коленко, заведующая библиотекой школы № 40, исследователь:
Одесса, к нашей гордости, к нашей радости, была единственным городом в СССР, которая готовила будущих офицеров в трёх специальных школах. Это была артиллерийская школа № 16, военно-воздушная № 14 и военно-морская № 6. Они существовали все в разные годы. Мне удалось в книгу, вот эта книга, внести имена тех, кто погиб, кто учился, но, безусловно, я сразу же в предисловии написала, что в этой книге нельзя всё то, что изложено, нельзя считать окончательным.
Почему? Потому, что все имена, естественно, сегодня установить уже практически невозможно. Артиллерийские спецшколы начали своё существование в 1937 году. И существовали они, работали, готовили будущих воинов по 1946 год. В 1938 году совет народных комиссаров, совнарком издал постановление № 452 от 9 апреля, где было утверждено положение об артиллерийских спецшколах.
Но Одесская артиллерийская спецшкола уже начала свою работу с 1 октября 1937 года, ещё раньше до того как было принято это постановление. Какова же была цель создания спецшкол? Прежде всего, это подготовка юношей, здоровых, морально устойчивых, с крепкими знаниями для поступления в военные училища. Но, видимо, скорее всего, я так предполагаю, что уже у правительства была такая мысль, что грядёт война и нужно готовить, обновлять молодые кадры.
Принимались в артиллерийские спецшколы и спецшколы вообще все, всех направлений, юноши абсолютно здоровые, окончившие 7 класс с хорошими, хорошими показателями и в спорте, и в занятиях, и в морали, как то подчёркивалось постоянно. И поступали они в 8, 9 и 10 классы. То есть, предусмотрена была программа трёх лет обучения. Изучали общеобразовательные предметы и военные дисциплины. Конечно же, преподаватели были и обычные школьные учителя, причём в постановлении указано, что это должны быть только лучшие преподаватели, кроме того, офицеры и офицеры запаса. Военная форма была определена сразу, такая же, как у командиров Красной Армии.
Конечно, для юноши, начинающему свою жизнь, это было очень почётно, очень приятно и престижно, и, конечно же, это стимулировало к хорошей учёбе. В 43 году были введены погоны вместо петлиц, вместо опознавательных знаков на петлицах. Был устав. Было спланировано так, что летом юноши обучаются в лагерях. Учащиеся готовились целый учебный год вот к этой лагерной подготовке, которая называлась «Лагерные учения».
Почему? Потому, что все имена, естественно, сегодня установить уже практически невозможно. Артиллерийские спецшколы начали своё существование в 1937 году. И существовали они, работали, готовили будущих воинов по 1946 год. В 1938 году совет народных комиссаров, совнарком издал постановление № 452 от 9 апреля, где было утверждено положение об артиллерийских спецшколах.
Но Одесская артиллерийская спецшкола уже начала свою работу с 1 октября 1937 года, ещё раньше до того как было принято это постановление. Какова же была цель создания спецшкол? Прежде всего, это подготовка юношей, здоровых, морально устойчивых, с крепкими знаниями для поступления в военные училища. Но, видимо, скорее всего, я так предполагаю, что уже у правительства была такая мысль, что грядёт война и нужно готовить, обновлять молодые кадры.
Принимались в артиллерийские спецшколы и спецшколы вообще все, всех направлений, юноши абсолютно здоровые, окончившие 7 класс с хорошими, хорошими показателями и в спорте, и в занятиях, и в морали, как то подчёркивалось постоянно. И поступали они в 8, 9 и 10 классы. То есть, предусмотрена была программа трёх лет обучения. Изучали общеобразовательные предметы и военные дисциплины. Конечно же, преподаватели были и обычные школьные учителя, причём в постановлении указано, что это должны быть только лучшие преподаватели, кроме того, офицеры и офицеры запаса. Военная форма была определена сразу, такая же, как у командиров Красной Армии.
Конечно, для юноши, начинающему свою жизнь, это было очень почётно, очень приятно и престижно, и, конечно же, это стимулировало к хорошей учёбе. В 43 году были введены погоны вместо петлиц, вместо опознавательных знаков на петлицах. Был устав. Было спланировано так, что летом юноши обучаются в лагерях. Учащиеся готовились целый учебный год вот к этой лагерной подготовке, которая называлась «Лагерные учения».