Размышления министра финансов Украины: кому они адресованы?
Интервью министра финансов Украины Сергея Марченко журналу The Economist буквально взорвало экспертное сообщество страны. Вот, что заявил Сергей Марченко, – передаю смысл тезисно: если война продлится больше 3 - 4 месяцев, правительству Украины придется принимать «болезненные меры»: сокращать бюджетные расходы, в том числе зарплаты, пенсии и социальные выплаты, а также повышать налоги. В интервью прозвучал и посыл о возможной национализации предприятий.
Мнение экономистов разделились. Одни, – глава профильного комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев, – привычно обрушился на бизнес-сообщество. Он считает, что «если бизнес не пострадал от войны, то с него «спросят». И напомнил: парламент сделал все, дабы облегчить положение в сфере налогообложение для малого и среднего бизнеса. И посетовал, что на территориях, где нет боевых действий, почти 50 процентов предпринимателей не платят налоги.
Другие эксперты, – это я об Олеге Пендзине, – придерживается иного мнения. Цитирую:
На самом деле у Кабинета министров и Национального банка Украины есть два варианта сохранения расходов даже если страна не получит достаточной денежной помощи со стороны Запада.
Первый — действительно снижать расходы и увеличивать налоги, как и говорит Марченко. Второй — понизить курс гривны к доллару, чтобы при конвертации западной помощи получалось больше гривны и за счет этого закрыть «дыры в бюджете».
Есть и третий рецепт. Его озвучил известный украинский аналитик Алексей Кущ:
Все, что требуется от Кабмина – это создать совместно с НБУ так называемое «расширенное правительство». Затем – перестаем доить «дохлую корову» – то есть экономику.
Разработать экономикометрическую модель с доходами в виде международной помощи (все вводные известны) и эмиссионными источниками (тут вводные нужно рассчитать: сколько НБУ может путем покупки специальных облигаций Минфина напрямую вливать ежемесячно в бюджет, чтобы не взорвать инфляцию: 80, 100 или 120 млрд. гривен).
Главная задача - обеспечить ритмичность эмиссии, ее целевую и таргетную характеристику. То есть запускать ее по каналам стимулирования бизнеса (субсидирование, компенсация и т.д.) и социального капитала (дополнительные выплаты в размере прожиточного минимума наиболее уязвимым социальным группам).
Словом, стоит поблагодарить Сергея Марченко за то, что открыл дискуссию по самой насущной сейчас проблеме в стране.