В ценре внимания 11.01.2017
У великого Юрия Олеши есть книга под названием «Ни дня без строчки…». Полагаю, наше правительство, вкупе с законодателями и Президентом, четко следуют за мыслями этого писателя. С 4 января 2017 года Национальный банк Украины ввел ограничения на сумму расчетов наличными. Если раньше эта цифра составляла сто пятьдесят тысяч гривен, то теперь лимитирована до пятидесяти. Свое решение в НБУ объяснили тем, что установление предельной суммы расчетов наличными «будет способствовать обеспечению стабильных поступлений наличности в банковской системе и ускорения ее обращения и сужению сферы использования наличных и ускорения развития безналичного сегмента».
И добавляют: «Установление предельной суммы расчетов наличными на уровне 50 тысяч гривен не доставит неудобства гражданам и не затронет ежедневных покупок населения, поскольку будет касаться только крупных покупок (недвижимости, драгоценностей, транспортных средств, предметов искусства, меха, дорогих часов, путешествий и т.д.)». Имеет смысл разобрать эти суждения нашего Центробанка по частям. Начну с того, что данная мера, как утверждает НБУ, «будет способствовать обеспечению стабильных поступлений наличности в банковской системе…». Очень сомнительный тезис. Мы все хорошо помним, что начиная с депутатов и оканчивая главным банкиром страны и Премьером, упомянутые господа, судя по их электронным декларациям, не испытывают ни малейшего доверия к отечественной банковской системе. Предпочитают держать наличность дома. Не думаю, что такое лимитирование наличности заставит их нести свои гривны, доллары и евро в какой-нибудь отечественный банк. Скорее всего, они найдут способ перевести их на счета крупных мировых финансовых институтов. Остальная часть населения, если даже имеет солидную сумму дома, то постарается ее перевести в стойкую валюту, ибо ситуация с «Михайловским» и «Приватом» отрезвила большинство украинских вкладчиков надолго.
Плавно перехожу ко второй части замечаний. Это, насчет того, что «установление предельной суммы расчетов наличными на уровне 50 тысяч гривен не доставит неудобства гражданам и не затронет ежедневных покупок населения, поскольку будет касаться только крупных покупок (недвижимости, драгоценностей, транспортных средств, предметов искусства, меха, дорогих часов, путешествий и т.д.)». Тут мне на помощь приходит статистика. Украинцы больше всех из стран Европы и США тратят на одежду: почти шесть процентов своего ежемесячного дохода. Французы, к примеру, всего два, а жители США – один процент. Однако, эта цифирь лишь подчеркивает, что национальный «легпром», увы, почти исчез, а покупаем мы привозное. Что, разумеется, дороже. Об отдыхе и речи быть не может! На отдых (путешествия, посещения учреждений культуры, рекреация) украинцы тратят меньше всех – только полтора процента своего месячного дохода. У Польши этот показатель – около восьми, а у шведов – 11 процентов. Словом, попытка заставить наших граждан хранить деньги не в «кубышке», а в банках, похоже, неудачная….