В центре внимания 23.06.2014
Полагаю, нет такой семьи в стране, которая бы последние пару дней не читала, - или не слушала, - предложения Президента страны Петра Порошенко. Говорю об обращении Петра Алексеевича к гражданам Украины.
Мирный план из пятнадцати пунктов. Главная цель – прекратить бойню на Донбассе. Это – главное. И заслуживающее самого пристального внимания. Ибо от того, что предлагает глава исполнительной власти государства, зависит, чем окончится короткое перемирие, которого, все-таки, пока не видать. Стреляют с обеих сторон. И обвиняют в этих перестрелках, по традиции, друг друга. Но вернусь к Обращению Порошенко. Выделяю главное: «Призываю к этому диалогу законно избранных представителей местного самоуправления, общественные организации и всех остальных. Диаметрально разные взгляды не будут препятствием к участию в переговорах. Готов к разговору и с теми, кто ошибся, ошибочно стал на позиции сепаратизма. Кроме, конечно, лиц, причастных к террористическим актам, убийствам или пыткам». И тут сразу возникают вопросы. Первый: считает ли Президент «лицами, причастными к террористическим актам, убийствам или пыткам» руководство двух непризнанных народных республик – Донецкой и Луганской? Если он этих людей относит к таковым, то с кем, из реальных руководителей бунтующего Донбасса Киев договаривается о мире? Я все понимаю. Есть международная практика, выраженная фразой: с террористами переговоров не ведут, их – уничтожают». Точно так же следовало этому правилу соседняя Россия. Когда вела Первую и Вторую чеченские войны. Мир пришел в эту республику тогда, когда через посредников федеральное правительство вышло на Кадырова-старшего, сумевшего взять под контроль, большую часть боевиков. При нынешнем желании Киева не имеет ничего общего с Москвой, что объяснимо крымской ситуацией, все-таки, имеет смысл воспользоваться опытом Кремля в последней фазе чеченской кампании. Как по мне, так эти переговоры через «посредника» главное, ибо без такого диалога трудно воспринять следующие предложения Президента: «В ближайшие дни Верховной Раде я предложу принять закон о не привлечении к уголовной ответственности тех членов незаконных вооруженных формирований, которые не убивали мирных жителей и украинских воинов. Тех, кто в сжатые сроки сложат оружие. А сделать это должен каждый, кто незаконно взял его в руки. Немедленно должны быть освобождены заложники. Причем все - от международных наблюдателей до украинских учителей, врачей, журналистов, правоохранителей». Полагаю, все-таки, что проект Закона об амнистии ополченцев обязан был появиться не «в ближайшие дни», а за пару дней до оглашения мирного плана. Тогда такой пункт имел бы большую убедительность для рядовых бойцов Донбасса. И помог, подчеркну, в переговорах с руководством двух непризнанных республик. Давление снизу на командиров было бы обеспечено. Читаем дальше. «Немедленное и быстрое выполнение мирного плана откроет путь к политическому диалогу. Призываю к этому диалогу законно избранных представителей местного самоуправления, общественные организации и всех остальных. Диаметрально разные взгляды не будут препятствием к участию в переговорах. Готов к разговору и с теми, кто ошибся, ошибочно стал на позиции сепаратизма. Кроме, конечно, лиц, причастных к террористическим актам, убийствам или пыткам. Я гарантирую безопасность всем участникам переговоров. Каждому, кто вместо языка оружия захочет общаться на языке аргументов». Важный момент. Здесь Порошенко, по сути, признается, что существуют граждане Украины с диаметрально разными взглядами на нынешнюю ситуацию в стране, и он их собирается слушать. И даже предлагает политический инструментарий для такой дискуссии: это элементы федерализации бюджета, ими будут управлять избранные исполкомы, а «не назначенцы из Киева», а культурная автономия заключается, - по сути, - в следующем: «… децентрализация предполагает и расширение прав регионов в вопросах исторической памяти, культурных традиций, языковой политики». И снова вопрос: почему с опозданием работает парламент? До тех пор, пока предложения Президента не зафиксированы ни в Конституции, ни в отдельных законодательных актах, в бунтующих регионах будут с подозрением относиться, к предложениям Порошенко, ибо каждый из нас может засвидетельствовать, что слова у киевской власти, - почти всегда! - расходятся с делами. И еще. Мы переживаем, может, самый сложный момент в новейшей истории Украины. И сводится он к простой мысли, тревожащей головы обывателей: когда закончится эта война?