НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » В Одессе состоялось открытие коммерческого училища

В Одессе состоялось открытие коммерческого училища

Коммерческое училище Файга
Читати grad.ua у  

11 августа 1884 года в газете «Одесский листок» было напечатано объявление, которое гласило:

Учебное заведение с курсами 6-классной классической прогимназии и реального училища Генриха Файга, содержавшего 10 лет училище в Москве, переведено с разрешения попечителя Одесского учебного округа в Одессу.

Далее в газете приглашали желающих на приемные экзамены.

Генрих Федорович Файг, крещеный еврей, был женат на племяннице знаменитого С.Ю. Витте. Файг окончил раввинское училище в Вильно. Со временем он стал кавалером ордена Св. Анны 2 и 3 степеней, ордена Станислава 2 степени.

Генрих Файг

Через 10 лет, в августе 1894 года, через ту же газету Файг уведомил одесситов о преобразовании учебного заведения в семиклассное коммерческое училище с одновременным переводом его из Министерства народного просвещения в Министерство финансов. Так оно стало вторым подобным в Одессе и восьмым в Российской империи.

В училище преподавали рисование будущие академики живописи Г.А.Ладыженский и К.К.Костанди, географию Петр Васильевич Катаев – отец писателя. Геометрию и математику читал известный педагог и инженер М.Г. Де-Метц. В.А Гернет, первый заведующий винодельческой станцией, пионер международного движения эсперантистов, преподавал химию и товароведение.

Знак училища 

Валентин Катаев писал:

Господин Файг был одним из самых известных граждан города. Он был так же популярен, как градоначальник Толмачев, как сумасшедший Марьяшес, как городской голова Пеликан, прославившийся тем, что украл из Городского театра люстру, как редактор-издатель Ратур-Рутер, которого часто били в общественных местах за клевету в печати, как владелец крупнейшего в городе мороженого заведения Кочубей, где каждый год летом происходили массовые отравления, наконец, как бравый старик генерал Радецкий, герой Плевны.

Впрочем, оценка эта весьма субъективна.

Училище по учебной программе оправдывает весь курс реальных училищ за исключением французского и немецкого языков. Преподавание этих дисциплин обширнее, чем в реальных училищах. Кроме того, есть несколько специальных предметов, которые в  реальных училищах вовсе не преподаются. Училище Файга представляет окончившим его все те же права, какие предоставляют правительственные реальные училища, в том числе право поступления во все высшие специальные учебные заведения.Аттестат. Фото из личной коллекции

Плата за обучение была, по одним данным, 270 рублей в год, а по другим – 260. Для сравнения, в обычных гимназиях плата составляла 50 рублей. Располагалось училище на углу Торговой и Елисаветинской улиц (там была школа №36, сейчас Ришельевский лицей).

В коммерческое училище Файга евреев принимали без ограничения. Но с «нагрузкой». Родители учеников-иудеев должны были оплачивать обучение не только своего ребенка, но и «пары» – из православной семьи.

Но за те права, которые оно давало выпускникам, имело смысл платить двойную цену. Училище предоставляло то, чего не было у «реалистов»: личное почетное гражданство, звание кандидата коммерции и золотую и серебряную медаль.

Медаль Всемирной выставки

Мало того, в 1900 год на Всемирной художественно-промышленной и земледельческой выставке в Париже, среди 80 тысяч экспонентов из 50 государств, было Одесское Коммерческое училище Г.Ф.Файга. За материалы в разделе «Воспитание и образование» училище награждено бронзовой медалью.

Примечательна и фигура директора училища. Им был Александр Федоров, юрист, профессор Новороссийского университета, а также композитор. В частности, к столетию Одессы он написал оперу «Бахчисарайский фонтан», которую исполняли певцы итальянской оперы.

Самый, пожалуй, знаменитый ученик училища – Леонид Утесов. Ученик, но не выпускник.

Леонид Утесов

Утесов так вспоминал об этом:

Училище Файга … славилось тем,  что из него никого никогда не исключали,  хотя ученики в нем были самые неожиданные.  В начальных классах за  партой сидел  даже  один  двадцатипятилетний верзила. Принимали и с «волчьим билетом».

Немудрено,  что к Файгу приезжали со всей России.  За  всю  историю  училища исключили только одного ученика – меня. Не за то,  что  я,  как никто, мог доводить учителей до белого каления и веселить товарищей  до  колик, не потому, что в книжке отметок наряду с четверками и пятерками  по  наукам – учился  я хорошо, хотя выполнение домашних заданий казалось  мне  одиннадцатой  египетской  казнью, – неизменно красовалась тройка по поведению, даже не за мои бесчисленные изобретательные «коленца», о  которых  долго  говорили в коммерческом училище и за его пределами. Моим «прощальным бенефисом» была месть преподавателю закона божьего. На одном из уроков,  желая  разогнать скуку от библейских легенд в монотонном изложении учителя, я под сурдинку стал рассказывать товарищам смешные истории.

Учитель  подошел  и  больно  дернул  меня  за  ухо.  Такого оскорбления моя сентиментальная   душа  вынести  не  могла.  Перемигнувшись  с  товарищами, поворотом  рычажка  я  опустил  шторы  в нашем кабинете... А когда в классе снова стало светло – учитель и его костюм были раскрашены под гравюру – в белый и черный цвета – цвета  мела и чернил.


Схожі новини

Коментарі

СМИ Украины: