НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » Трагическое пребывание итальянцев в Одессе

Трагическое пребывание итальянцев в Одессе

Военнопленные
Читати grad.ua у  

22 июля 1920 года к Платоновскому молу подошли три итальянских парохода: «Мельпомена», «Талия» и «Пьетро Кальви». Они доставили около 4 тысяч военнопленных, участников Первой мировой войны.

Накануне эсминец «Карло Альберто Раккиа», который сопровождал транспорты, подорвался на мине, затонул в 19 милях от Одесского порта и в 2,75 км от берега. Погибло 9 итальянских моряков. Количество раненых составило 20 человек.

Эсминец

Эсминец, по мнению некоторых авторов, был для охраны от нападения кораблей Черноморского флота Русской армии барона Врангеля. Хотелось бы отметить: известно о разнообразной деятельности этого флота против красных, однако не встречаются сведения о столкновениях с ВМС западных держав.

Вернемся к трагедии июля 1920 года. В спасении итальянских моряков принимали активное участие одесские рыбаки. Городские власти совместно с иностранными капитанами решили похоронить с воинскими почестями итальянских моряков на Куликовом поле.

Похороны состоялись 24 июля. От Платоновского мола портовые рабочие с оркестром и экипажем всех итальянских транспортов, направились к Валиховскому переулку. Гробы с телами матросов Рэ Винченце и Пеллеччило Доменико, покрытые итальянскими флагами, установлены в часовне. Они скончались от ран, полученных при взрыве.

От Торговой всю Софиевскую вплоть до улицы Троцкого (Преображенская) занимали прибывшие военнопленные-репатрианты. Моряки «Раккиа» несли гробы на плечах; перед ними несли венки и знамена. Играли оркестры, люди  пели хором. Кортеж, спаянный изумительной дисциплиной, двигался по городским улицам – в него вливались военные отряды – кавалерия, артиллерия, броневики.

На площади Октябрьской революции (Куликово поле) собралось 10 тысяч человек. Состоялся траурный митинг, на котором выступил председатель Одесского Ревкома А. Шумский.

В 1926 году тела матросов были эксгумированы и перезахоронены в Италии.

Газета «Моряк» так излагала хронику событий:

22 июля на транспортах Триестинского Ллойда возвратились в Красную Россию 3.853 русских солдата, интернированных в Италию. В 6 час. вечера к Платоновскому молу подошли три парохода — «Талия», «Мельпомена» и «Пиетро Кальви». К моменту прихода пароходов в гавань кроме властей собрался едва ли не весь организованный пролетариат Одессы, приветствовавший возвратившихся. Вместе с пленными прибыла также торговая итальянская депутация. Пароходы с пленными в пути сопровождал итальянский миноносец «Каррия», который почти у самой Одессы наскочил на мину и погиб. Из экипажа погибли 5 человек и ранено 20.

В действительности – «Карло Альберто Раккия» (Carlo Alberto Racchia) – лидер эскадренных миноносцев типа «Карло Мирабелло» Королевского ВМФ Италии. По итальянской классификации тип корабля Esploratore Leggero, английский термин Destroyer Leader. Корабль в 1914 году назван именем политика, сенатора и министра военно-морского флота Карло Альберто Раккия.

Спущен на воду 2 июня 1916 года. В Первую Мировую войны принимал участие в боевых действиях.

Эсминец 

21 июля 1920 года, подойдя к точке, где должен был стоять бакен, обозначавший конец минного заграждения, отряд остановился. Никаких обозначений на воде не было. Не было и лоцманов. Согласно приказания адмирала, капитан Морено должен был подойти к мысу Большефонтанскому и там ждать лоцманов.

Судно поразил сильнейший взрыв. В рубке вылетели стекла, оборвались кабели, телеграф и рулевое управление вышли из строя. Главный удар пришелся на центр корабля, откуда подымались клубы густого пара. Эсминец нарвался на мину — взорвавшись под днищем, она спровоцировала взрыв второго котла. Бывший концевым транспорт «Пьетро Кальви» вышел из строя и подошел к месту взрыва «Раккия», где стал на якорь, спустил шлюпки и спас плававших людей. Два других транспорта отошли несколько назад, стали на якоря в менее опасной зоне и отправили шлюпки к «Раккиа».

Командование итальянской эскадрой изучило возможность подъёма затонувшей «Раккиа» — глубина была небольшой. Морское ведомство обратилось к специальным фирмам, но они не получили разрешения, так как власти не могли предоставить гарантии итальянскому персоналу.

Известно, что в конце 20-х годов ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения) пыталась поднять «Раккиа», «но корпус эсминца оказался переломлен, и восстановление обошлось бы дороже постройки нового корабля. Поэтому водолазы подняли лишь наиболее ценное оборудование.

Остатки эсминца «Карло Альберто Раккиа» лежат на расстоянии около 3 километров от берега. От корпуса практически ничего не осталось.

В архивах сохранились уникальные материалы о солдатах, попавших в австрийский плен и освобожденных итальянской армией, они содержались на острове Азинара (Сардиния).

Когда в ноябре 1918 в Версале был заключен мир возник вопрос о возвращении военнопленных на  родину. Советской власти предстояло решать проблемы дипломатического взаимодействия со странами, не признававшими РСФСР. Более того, на территории бывшей Российской империи разгорелась Гражданская война, в которой большинству солдат вовсе не хотелось участвовать.

Посадка на итальянские транспорты

Подавляющее большинство бывших военнопленных под руководством «Комитета лагерей Азинары» в принципе выступило против участия в Гражданской войне в России. Лагеря на острове стали ареной ожесточенной политической борьбы за солдат, которую вели агитаторы и пропагандисты, как большевистски настроенные, так и против, и другие, ратовавшие за сепаратистские идеи. Активно участвовали в этой борьбе и революционно настроенные итальянские социалисты, представители которых, побывав на Азинаре, развернули деятельную кампанию по расформированию белого командования лагерей и по отправке солдат в Советскую Россию.

В пути

Из донесения заместителя начальника лагерей на острове Азинара штабс-капитана Янсона, где отражены трудные условия жизни военнопленных:

Доношу, что: 

  • В лагерях в общем (особенно во 2-м лагере) вид людей здоровый и бодрый, истощенных встретилось не более 60-ти, 250 больных малярией,
  • Воспретил употребление в пищу дикого лука, который собирают солдаты.
  • Нашел недостаточным количество соломы в палатках и озаботился о присылке ее.
  • Отметил, что вода на остров привозится из Сардинии, воду выдают по литру для варки пищи и пол-литра в день для питья, вода низкого качества.
  • Нашел, что процент больных в госпиталях невысок (40 чел. на 6200 обитателей). Отметил боязнь солдат идти в госпиталь по недостаточности пищи в них.

Политический анализ со своей точки зрения дал полковник царской армии Кусовац, который писал в Рим следующее:

Все русские солдаты разбиты на 4 лагеря, из которых III-й (1794 чел.) и IV-й (евреи, 194 чел.) не желают признавать русское командование, в связи с чем итальянские власти разрешили формировать части из I и II лагерей, где находятся 4429 человек. В физическом и моральном отношении состояние этих людей хорошее, видна выправка старого русского солдата. Вредными политическими вопросами совершенно не интересуются и согласны с мыслью о том, чтобы попасть в Россию им надо быть действительно солдатами и представлять из себя сплоченную воинскую часть.

В сентябре 2017 года моряки итальянского эсминца «Luigi Durand De la Penne» возложили на воду венки в память о погибших предках.


Схожі новини

Коментарі

СМИ Украины: