7 февраля 1920 года бригада Котовского вступила в Одессу. Однако иностранные корабли, которые участвовали в Одесской эвакуации, далеко не ушли. Неподалеку от Одессы находились британские – линейный корабль «Аякс», крейсер «Кардифф», транспорт «Рио Пардо», крейсер «Церес»; американский эсминец, его капитан посетил город, пытаясь получить разрешение на эвакуацию оставшихся иностранцев.
Дело в том, что англичан беспокоила перспектива введения в состав Красного флота двух подводных лодок «Лебедь» и «Пеликан».
В ходе Первой мировой войны Морское министерство решило построить 6 черноморских подлодок по типу «Барс» с некоторыми дополнениями в спецификации. 15 июля 1915 года лодки зачислили в списки флота под названиями "Гагара" ("Первая"), "Утка" ("Вторая"), "Орлан" (№ 1), "Буревестник" ( № 2), "Пеликан" (№ 3) и "Лебедь" (№ 4). Работы вело Общество Николаевских заводов и верфей с октября того же года.
Готовность лодок "Пеликан" и "Лебель", по механизмам, системам и устройствам, составляла в начале 1918 г. от 73 до 83 процентов. Первая осталась без аккумуляторных батарей, для второй не нашлось и главных дизелей. Прекращение финансирования скоре сделало достройку невозможным.
В связи с пертурбациями Гражданской войны они несколько раз меняли хозяев, пока наконец, не пришел день 11 февраля 1920 года.
Английская эскадра открыла по порту сильный огонь. Под прикрытием артиллерии в порт вошли два миноносца, взяли обе подводные лодки на буксир. Вместо того, чтобы передать их в состав морских сил Добровольческой армии, британцы затопили их в фарватере порта. Они планировали сделать фарватер немореходным. Эта цель достигнута не была, что признают даже эмигрантские историки..
«Пеликан» поднят в августе 1924 года силами ЭПРОНа с глубины 16 метров посредством двух прямостенных понтонов. Корпус сдан для разделки на металл.
Есть версия, что в 1926 году «Лебедь» также поднят на поверхность и разобран на металл, подтверждения этому нет (ЭПРОН не участвовал в подъеме). Возможно, субмарина «Лебедь» до сих пор лежит на дне.