Одесская «Январка» выпустила первую землеройную машину
Завод имени Январского восстания был известен как предприятие тяжелого краностроения. Однако в предвоенные десятилетия он выпускал и другие виды техники.
Еще в 1923 о заводе питсали:
В 1929 ремонт паровозов и вагонов начал сокращаться, завод переходит на выпуск подъемно-транспортного оборудования, сначала паровых железнодорожных кранов, а потом и экскаваторов.
В связи с отсутствием традиций подобного производства, заключили договор с германской фирмой Demag AG. Завод получил техническую документацию на краны различных моделей и на её основе разрабатывал проекты железнодорожных кранов, а также экскаватора и грейферов.
В проектно-конструкторском отделе создали группу конструкторов под руководством талантливого инженера Н.Е. Корбы (будущий главный конструктор завода), помощь оказывали сотрудники Одесского политехнического института, в частности профессор В.А. Добровольский. Виктор Афанасьевич Добровольский — выдающийся учёный в области общего машиностроения, ректор Политеха, написал знаменитый учебник «Детали машин».
К слову, Николай Евгеньевич Корба стал одним из первых орденоносцев и лауреатов Государственной премии в Одессе. В 1939 году М. И. Калинин вручил Н. Е. Корбе орден "Знак Почета", а в 1952 за создание новых видов кранов он был удостоен Государственной премии.
Уже в 1931 года завод выпустил ПК-1 – паровой кран грузоподъемностью 10 тонн на двухосной железнодорожной платформе. За ним последовали 6-тонный моторный кран «Январец-1» (Я-1), 7,5(Я-5 и Я-5М), 10, 15-тонные (Я-2) краны на железнодорожном ходу; 15, 20-тонные на гусеничном ходу.
О выпуске экскаваторов сообщила газета «Чорноморська коммуна». В издании говорилось:
«Январка» производила паровые экскаваторы, напомним, на основе модели немецкой компании Демаг.
С одной стороны. первые отечественные экскаваторы имели множество недостатков: литье, больший вес по сравнению с заграничными при той же мощности, не очень надежное оборудование и ковш. С другой же, немецкие экскаваторы Demag имели не весьма высокие эксплуатационные показатели. Они отличались сложностью механизмов. Базовые детали выполнялись сварным способом из углеродистых сталей, тогда как в США уже применялось качественное литье крупных форм из легированной стали.
Тем не менее, преодоление «детских болезней» шло успешно, со временем одесский завод, как и другие предприятия, перешел на отечественные проекты и технологии.
Впрочем, завод имени Январского восстания сосредоточился на выпуске кранов, в частности, перед войной собрана опытная партия автокранов грузоподъёмностью 3 тонны, на шасси трехосного грузовика ЗиС-6. Во время обороны Одессы завод выпускал бронепоезды, танки НИ («На испуг»), но это уже совсем другая история.