Покушение на посла Германии совершили одесситы
6 июля 1918 года в Москве убит германский посол граф Вильгельм фон Мирбах.
Совершили убийство дипломата уроженцы Одессы, члены партии левых эсеров, Николай Андреев и Яков Блюмкин. 6 июля в третьем часу дня Блюмкин и Андреев по удостоверению ВЧК вошли в здание посольства (дом №5 в Денежном переулке) и потребовали встречи с послом «по личному вопросу». Позже выяснилось, подписи Дзержинского и секретаря ВЧК Ксенофонтова на удостоверении были поддельными, а печать –настоящей: её поставил заместитель председателя ВЧК левый эсер В. Александрович.
Посол Германии – член Верхней палаты Пруссии, императорский германский посланник, ротмистр резерва кирасирского Дризенского полка Вестфалии № 4, почетный кавалер суверенного Мальтийского ордена граф Вильгельм фон Мирбах-Харф. Он был предупрежден о возможном покушении и потому избегал приема посетителей. Но, узнав, что приехали официальные представители ВЧК, решил выйти к ним. К Мирбаху присоединились советник посольства доктор Курт Рицлер и адъютант военного атташе лейтенант Леонгарт Мюллер в качестве переводчика. Беседа продолжалась более 25 минут.
Чекист, представившийся Яковом Блюмкиным, предъявил Мирбаху бумаги, которые якобы свидетельствовали о шпионской деятельности родственника посла, некоего Роберта Мирбаха. Дипломат заметил, что с этим человеком никогда не встречался. Тогда второй сотрудник ВЧК – Андреев – поинтересовался, не хочет ли граф узнать о мерах, которые собирается предпринять советское правительство. Мирбах кивнул. После этого Блюмкин выхватил револьвер и открыл огонь. Он сделал три выстрела. По одной версии не попал, по другой – смертельно ранил Мирбаха. Андреев бросил бомбу, она не взорвалась, как считают многие исследователи, именно он выстрелил в посла и смертельно ранил.
Убийцы бежади, Блюмкина ранили в ногу. Опять-таки, свидетельства расходятся: либо лейтенант Мюллер, либо охранник посольства. Как бы то ни было, и Блюмкин, и Андреев сумели сесть в машину и скрыться в отряде Попова.
Это событие могло направить ход историю совершенно в иное русло. Германия, по мысли заговорщиков, должна была объявить войну советской республике, разбить нарождающуюся Красную Армию и поменять власть в России.
Традиционно считается, что вдохновителями и организаторами этого теракта были левые эсеры, входившие вместе с большевиками в правящую коалицию.
Есть предположения, что Яков Блюмкин и Андреев действовали по собственной инициативе. Однако имеются исследования, в которых утверждается, что за терактом стояли англичане. Они якобы хотели ввергнуть Россию, теперь уже Советскую, в самое пекло войны с Германией.
Николай Андреев бежал от наказания на Украину, он намеревался ликвидировать гетмана Скоропадского, но по каким-то причинам передумал. Позже его видели в Гуляй-Поле у Махно. Умер Николай Андреев в 1919 году от сыпного тифа.
Персоне Якова Блюмкина посвящено намного больше исследований. Многое в его биографии сомнительно, большая часть архивов еще закрыта. Родился в Одессе, в 1900 или в 1898; расстрелян по постановлению Коллегии ОГПУ от 3 ноября 1929 года; это вроде бы точно. Имя – вероятно Яков Григорьевич (Симха-Янкев Гершевич) Блюмкин. Отец вроде был приказчиком в бакалейной лавке. И так далее.
В 1914 году окончил Талмуд-Тору (бесплатную начальную школу для детей из неимущих семей, был электромонтером, работал в трамвайном депо, рабочим сцены в театре, на консервной фабрике. При этом успевал писать стихи, они печатались в газетах «Одесский листок», «Гудок» и журнале «Колосья». Позже это помогло ему войти в круг известных поэтов. Один из вариантов "Манифеста имажинистов" подписан и Есениным, и Блюмкиным. Юношей был в еврейских отрядах самообороны, стал эсером. Вместе с Мишкой Япончиком участвовал в формировании Добровольческого «железного отряда».
Судя по обилию выученных Блюмкиным позже восточных языков, был он человеком очень способным. К идишу и ивриту добавил турецкий, арабский, китайский и монгольский, причем владел ими на уровне, который позволял изображать и монгольского ламу, и индийского дервиша, и палестинца.
Валентин Катаев в повести «Уже написан Вертер» наделил персонажа Наума Бесстрашного чертами характера Якова Блюмкина и портретным сходством.
Блюмкин после провала эсеровского мятежа скрывался. На него охотились: эсеры подозревали в измене. Пережил три покушения. Попал в плен к петлюровцам, пытали зверски и, сочтя мертвым, выбросили голым на рельсы. Выжил. Явился с повинной в ЧК, за убийство Мирбаха приговорен военным трибуналом к расстрелу. Но смертную казнь заменили на «искупление вины в боях по защите революции», возможно, благодаря Троцкому и Дзержинскому.
В должности комбрига воевал на Южном фронте. В Монголии, командуя 61-й бригадой, разбил части барона Унгерна. Был начальником охраны Троцкого. Подавлял восстание крестьян Нижнего Поволжья, Вешенское восстание на Дону, восстание в Грузии, расстреливал пленных белых офицеров в Крыму.
Затем Блюмкин учится на курсах Военной академии РККА, где готовили и разведчиков. Специализация — Восток. Правда, учебу постоянно прерывали миссии за рубежом по линии ИНО (иностранный отдел) ВЧК. На его счету немало блестящих операций.
Занимался расследованием хищений в Гохране. Ездил в Ревель под псевдонимом Исаев. Полагают, именно этот эпизод использовал Юлиан Семенов в книге «Бриллианты для диктатуры пролетариата». На связь со Штирлицем намекают и другие псевдонимы Блюмкина: Макс и Владимиров. Штирлиц — и Максим Максимович Исаев, и Всеволод Владимирович Владимиров. Впрочем, и это только гипотезы.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что Блюмкина погубили возобновленные контакты с Троцким, уже после его высылки из СССР. Арестован по доносу любовницы Елизаветы Розенцвейг и, как уже говорилось, расстрелян.