Рекордный перелет через Одессу
11 июня 1912 года Дмитрий Андреади отправился из Одессы на завершающий этап рекордного перелета Севастополь – Санкт-Петербург.
Старт состоялся 2 июня 1912 года – руководитель школы авиации Д.Г.Андреади на самолете «Ньюпор» покинул Александро-Михайловский аэродром. Через Перекоп он прибыл в Херсон (5 июня), в тот же день сел около Варваровки, предместья Николаева. Ни в Херсоне, ни в Николаеве не мог найти бензин хорошего качества, пришлось выписывать горючее из Одессы.
6 июня в 7 часов 25 минут утра штабс-капитан Андреади приземлился на Стрельбищном поле в Одессе. Он получил разрешение лететь вдоль железной дороги из Одессы через Николаев-Кременчуг-Полтаву в Харьков. У «Ньюпора» вышел из строя двигатель, затем сломался винт. Все эти неприятности привели к прибытию в Харьков только 21 июня. Затем Андреади прибыл в Москву, через Тверь и Новгород полетел в столицу. По дороге он вновь страдал от низкого качества бензина и поломок двигателя.
Наконец 11 июля В 7 часов 45 минут вечера штабс-капитан Дмитрий Андреади благополучно спустился на Комендантском аэродроме Санкт-Петербурга. Летчика приветствовали адъютант великого князя Александра Михайловича, представители Всероссийского аэроклуба и офицерской воздухоплавательной школы.
Весь путь, совершенный авиатором, составляет 2800 верст. За месяц рекордсмен потерял 17 фунтов веса. По словам летчика, он чувствует себя превосходно и если разрешат, с удовольствием совершит перелет обратно.
Дмитрий Георгиевич Андреади родился в 1878 году в Константинополе, приехал в Россию в 1889 вместе со старшим братом Михаилом. Он окончил курс в Одесском пехотном юнкерском училище по первому разряду. Участвовал в русско-японской войне в 1905 году. Награжден орденами Св. Станислава 3 степени с мечами и бантом и Св. Анны «За храбрость». В 1911 году поступил в школу авиации отдела воздушного флота и в июне сдал экзамен на звание летчика. Уже в августе участвовал в маневрах, за что удостоился звания военного летчика. Тогда же установил всероссийский рекорд на продолжительность полета с пассажиром, пробыв в воздухе 2 часа 35 минут.
7 марта 1914 года на Качинском аэродроме Дмитрий Георгиевич Андреади во время полета на «Ньюпоре» упал и разбился насмерть.
Знаменитый пилот Петр Нестеров находился в это время в Севастополе. Вот что он писал о причинах трагедии:
Погиб Дмитрий Георгиевич Андреади... В газетах его гибель связывают с моим прилетом в Севастополь. Я не буду говорить о том, на какие грустные размышления наводит подобное сопоставление: дело здесь не в моем спокойствии, а в жизни близких мне людей. Я буду говорить о тех выводах, к которым я пришел после различных опытов в воздухе.
Гибель Андреади, известного всем отвагою и опытом летчика, вызвала у многих недоумение и растерянность. А между тем причину нужно найти во что бы то ни стало – ведь это спасет многих от подобной опасности, и я постараюсь выяснить как причину гибели Андреади, так и других, погибших на «Ньюпорах»
Главную причину всех катастроф на «Ньюпоре» нужно искать в неправильном принципе управления аппаратом, том принципе, который находил себе место в 1910 году и от которого многие старые опытные летчики не хотят отказаться.
Штабс-капитан Андреади поднялся на высоту около 100 или 120 метров, направил аппарат на снижение, дал очень большой крен и с этим креном, не выравнивая его, шел по большому кругу, быстро приближаясь к земле.
Картина такова: Андреади делал повороты всегда со снижением (но старой школе), т.е. перед поворотом, и во время сто держал руль глубины на спуск, поворачивая одним креном и рулем направления. Для крена в 75°-85° на "Ньюпоре" радиус нормального поворота должен быть около 30 метров. У Андреади был круг значительно больше потому, что рулем глубины он заставлял аппарат выходить из нормального конуса поворота. Благодаря этому центробежная сила недостаточна, чтобы противодействовать силе тяжести, и аппарат начинает скользить вниз на внутреннее крыло