Нина Онилова – участница героической обороны Одессы
Нина Онилова родилась 10 апреля 1921 года, в крестянской семье, в селе Новониколаевка Тираспольского уезда Одесской губернии. Ребенком, после смерти отца Нина попала в детский дом. Она закончила вечернюю школу в Одессе и курсы. Работала швеей на Одесской трикотажной фабрике. Училась в стрелковом кружке ОСОАВИАХИМа, причем выбрала пулемет «Максим».
Летом сорок первого года, с началом войны, Онилова подала заявление в действующую армию. С августа 1941 – на фронте. Первый бой Нины Ониловой был ночным. Вот что писал фронтовой корреспондент Александр Хамадан:
– Ну, давай, начинай! – нетерпеливо кричит Ониловой один из бойцов ее пулеметного расчета. Но она не отвечает бойцу и не стреляет. Чужие головы все ближе. Кто-то оттуда, из темноты, выкрикивает пьяным голосом грубые ругательства на ломаном русском языке. Очереди автоматов стучат громко, точно стреляют над ухом. Только когда глаз выхватил из темноты силуэты идущих в атаку врагов, комсомолка Нина Онилова внезапным и сильным огнем начала свой первый бой.
Очередь за очередью... Огненные струи яростно хлещут вопящих, падающих и еще бегущих по инерции врагов. Бойцы расчета с трудом поспевают за пулеметчицей.Утихают автоматы, больше не слышно чужих голосов. Только «максимчик» все так же гневно и яростно вышивает на черном бархате ночи узорную огненную строчку. Утром Нина увидела свою работу: десятка четыре фашистских солдат и офицеров валялось в лощине.
– Только начало, – сказала она вслух. Сноровистая, аккуратная, смелая, она пришлась по душе бойцам и командирам. Ее сразу прозвали «нашей Анкой»...
Теперь надо сказать правду. Пулеметчицу Нину Онилову хорошо, ласково приняли в батальоне. Но многие до этого ночного боя не верили, что женщина может быть стойким и суровым воином. Теперь, после ночного боя, когда Нина проявила стойкость и бесстрашие закаленного бойца, подлинная боевая слава осенила юную пулеметчицу. Нина приобрела доверие бойцов и командиров.
В одном из боев Нина была тяжело ранена осколками мины. После выздоровления в ноябре 1941 года она вернулась в свой полк, который вместе с Приморской армией уже защищал главную базу Черноморского флота – Севастополь. А за героизм при обороне Одессы девушка награждена орденом Боевого Красного Знамени.
В дневнике она записала:
Из письма Нины к исполнительнице роли Анки-пулеметчицы в фильме «Чапаев» актрисе В. Мясниковой:
Настоящей Анке-пулемётчице из Чапаевской дивизии, которую я видела в кинокартине «Чапаев».
Я незнакома вам, товарищ, и вы меня извините за это письмо. Но с самого начала войны я хотела написать вам и познакомиться. Я знаю, что вы – не настоящая чапаевская пулемётчица. Но вы играли, как настоящая, и я вам всегда немного завидовала. Я мечтала стать пулемётчицей и так же храбро сражаться. Когда случилась война, я была уже готова, сдала на «отлично» пулемётное дело. Я попала – какое это было счастье для меня! – в Чапаевскую дивизию, ту самую, настоящую. Я со своим пулемётом защищала Одессу, а теперь защищаю Севастополь. С виду я, конечно, просто девушка – в чем-то очень слабая, маленькая, худая. Но я вам скажу правду: у меня ни разу не дрогнула рука. Первое время я ещё боялась...
А потом все прошло! Когда защищаешь дорогую, родную землю и свою семью, а у меня нет родной семьи, я – детдомовская, и поэтому весь народ – моя семья, тогда делаешься очень храброй и не понимаешь, что такое трусость.
Я Вам хочу подробно написать о своей жизни и о том, как вместе с чапаевцами борюсь против фашистских....
Дописать Нина не успела: начался бой. Письмо с неразборчивым последним словом так и осталось в кармане ее шинели, когда отважную пулеметчицу раненой вынесли с поля боя. Вместе с письмом найден был текст песни «Раскинулось море широко у крымских родных берегов» и выписки из книги Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы».
Александр Хамадан в очерке «Смерть Нины Ониловой» написал:
За жизнь девушки шла упорная борьба. Поздно ночью крупнейший специалист, профессор Кофман, дрожащим голосом сказал: – Все средства испробованы. Больше ничем помочь нельзя. Она продержится еще несколько часов.
Потом нам сообщили просьбу Нины Ониловой. Очнувшись от забытья, она сказала: – Я знаю, что умираю, и скажите всем, чтобы не утешали меня и не говорили неправду.
В ночь с 7 на 8 марта 1942 года Нина скончалась от ран в полевом госпитале и похоронена на кладбище Коммунаров в Севастополе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1965 года старшему сержанту Ониловой Нине Андреевне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В Одессе на доме по улице Большая Арнаутская №80, где она жила, установлена мемориальная доска.