» » Удивительный музей с необычным названием – Дом Блещунова

Удивительный музей с необычным названием – Дом Блещунова

28 января 1989. Открытие
Сегодня 30-ти летний юбилей отмечает один их молодых музеев Одессы – Муниципальный музей личных коллекций им.А.В. Блещунова.

Его основатель Александр Владимирович Блещунов подарил городу большую коллекцию. Экспозиция музея до сих пор располагается в квартире своего первого владельца.

Александр БлещуновАлександр Владимирович Блещунов родился в Харькове в 1914 году. Ребенком он с матерью и няней переехал в Одессу, где семья поселилась в двух комнатах большой коммунальной квартиры.

С детства Александр был человеком неординарным. Его друзья рассказывали, что он был грандиозным выдумщиком и организатором различных походов и экспедиций. Куда только будущий альпинист не заводил своих друзей! Были здесь и походы по Крыму, и вылазки в одесские катакомбы.

Блещунов был образованнейшим человеком. Он хорошо знал литературу, понимал музыку, владел несколькими языками, глубоко разбирался в искусстве. Человек многогранных интересов сочетал в жизни альпинизм, коллекционирование предметов искусства, исследовательскую работу инженера.

После окончания техникума, Блещунов попал по распределению в Азербайджан, на консервный завод. Горы Нахичевани он всегда вспоминал как нечто невыразимо прекрасное…В 1933 Александр вернулся в Одессу, поступил в Институт инженеров морского флота и вскоре организовал в институте секцию альпинизма. Избранный её председателем, он руководил ею до 1941 года.

Военные годыВоевал Александр Владимирович на разных фронтах, награжден 5 орденами и 10 медалями. Закончил войну в Берлине, в звании майора. Главной своей наградой считал медаль «За отвагу» за спасение знамени бригады.

Сразу же после войны альпинистский опыт Блещунова понадобился в совершенно новой области – строительстве крупных научно-исследовательских объектов. Первым была высокогорная научная лаборатория на горе Арагац. В сложных условиях Блещунов возглавил строительство, доставку уникального оборудования и монтаж.

Здесь в полной мере проявились замечательные организаторские способности Блещунова, завоевавшие ему глубокое уважение среди ученых – физиков. Его личными друзьями были академики И. Тамм, А. Алиханов, С. Хейфец.

Затем, в составе комиссии Министерства геологии СССР, он занимался исследованием высокогорных объектов. Об этой работе он также рассказывал совсем немного. Вообще в биографии Блещунова достаточно «белых пятен».

Это неудивительно. Он был не только знаком, но работал и дружил с выдающимися физиками, академиками А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицей, А.И. Алиханяном. Сегодня ни для кого не секрет, эти люди стояли у истоков ядерной физики, и все, что связано с их работой, строго засекречивалось. Далее было возвращение в Одессу и руководство Проблемной лабораторией Одесского института холодильной промышленности, где работало 250 сотрудников, которой он руководил до ухода на пенсию в 1974 гС 1946 года более 30 лет он продолжал возглавлять одесскую секцию альпинизма. 

В Монголии
Стремление к коллекционированию у Блещунова проявилась в детстве. Интерес к собирательству он унаследовал, по словам матери, Екатерины Мироновны, от своего деда, предпринимателя Мирона Драбкина. Девятилетним мальчиком в витрине магазина он увидел изящную фигурку крестьянки. Она пленила его воображение и была куплена. Очевидно, он не предполагал, что через десятилетия эта вещица украсит одну из витрин его коллекции.

Квартира Блещунова
Предметы старины доставались коллекционеру по-разному. В иных случаях действовать приходилось молниеносно. Узнав, что в небольшой деревушке недалеко от станции Бессарабская, в сарае свалена церковная утварь из разрушенного храма, Блещунов отправился туда вместе с молодыми альпинистами, совершив под проливным дождем пятнадцатикилометровый марш-бросок, после чего в Одессу привезли ценные старинные иконы.

Зная пристрастие тренера и учителя, ребята из альпклуба высматривали старинные вещи на старых балконах, заброшенных дачах. Так оказался в коллекции металлический сундук, работы немецких мастеров XIX века по мотивам произведений Давида Тенирса-младшего.

Кресло начала XIX века, выполненное в стиле «русский ампир» (известно еще только об одном подобном), «экспроприировано» в одном старом доме. Жильцы держали его в коридоре, завалив хламом. Представившись пожарными инспекторами, альпинисты очистили коридор от мусора… в том числе от кресла. Вскоре оно заняло почетное место в коллекции Блещунова.

Блещунов с молодежью
Однажды, зайдя в мясную лавку, Блещунов увидел, что мясник разделывает тушу на какой-то странной доске. Доска оказалась частью японской деревянной ширмы конца XVII века, покрытой резными рисунками и перламутровыми инкрустациями. Бесценную доску мясник недорого уступил. Позже у него же были выкуплены и остальные части великолепной ширмы. Другая японская ширма из натурального шелка с вышитым орнаментом была найдена на свалке. Многолетняя работа реставраторов вернула этим вещам первоначальный вид.

Часто предметы старины просто дарили Александру Владимировичу. Здесь следует упомянуть о его гениальном умении притягивать к себе людей. Пришедшие однажды в Волшебный дом становились его постоянными посетителями. Многие люди, не будучи коллекционерами, дарили собирателю уникальные вещи.

Экспозиция
Александр Владимирович был непростым, очень разным, недюжинным, мудрым и бесконечно обаятельным человеком. Он любил людей, особенно молодежь, которую можно было взять с собой в горы и показать величественную красоту природы и красоту искусства. В любом городе он не пропускал ни одной местной достопримечательности. Даже животные, казалось, преображались под его влиянием. В комнате Александра Владимировича жили две кошки и две собаки, не породистые – обыкновенные дворняжки.

В один из вечеров, будучи больным, предчувствуя близкий уход, Александр Владимирович обратился к друзьям с вопросом, что делать с коллекцией. И тогда один из его любимых воспитанников, Илья Самойлович Люцин, посоветовал подарить коллекцию городу и создать музей. Александр Владимирович загорелся идеей отдать собрание Одессе и сделать это раньше других дарителей частных коллекций (например, И.С. Зильберштейна, кстати одессита, в Москве).

Александр Блещунов
Усилия множества людей не пропали даром. 28 января 1989 года музей распахнул двери для посетителей.

Автор публикации: Дмитрий Хазан
Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

Гость




Загрузка...