НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » Морская пехота в Одессе
Морская пехота в Одессе
Возрождению частей морской пехоты способствовали уроки Русско - японской войны. В частности, во время обороны Порт-Артура из экипажей поврежденных кораблей Тихоокеанской эскадры организовали несколько батальонов. Они показали при защите крепости великолепные боевые качества.
Одесский морской батальон, в качестве инженерной части морской пехоты, должен был высаживать армейские подразделения на необорудованное для приема крупнотоннажных транспортов побережье. То есть главной задачей батальона было обеспечение главной стратегической операции Черноморского флота и войск Одесского военного округа – захват у Турции проливов.
Вплоть до Первой Мировой войны, батальон находился в Одессе, в Сабанских казармах, построенных в 1827 году (улица Канатная).
По штату батальон состоял из двух рот: гребной и технической, а также учебной команды, школы машинистов, склада плавучих средств и технического имущества.
Обе роты батальона имели командира в чине капитана, 2 офицеров, 1 фельдфебеля, 1 каптенармуса, 1 горниста, 4 старших и 4 младших унтер-офицера, 12 ефрейторов, 112 рядовых.
Командовал батальоном полковник, при нем – помощник, то есть заместитель, в чине подполковника. Также было несколько батальонных офицеров: адъютант, казначей и заведующий оружием и мастерской. Батальон имел 36 стальных катеров и 40 деревянных десантных баркасов.
Первым командиром батальона был полковник Александр Алексеевич Есаулов. Известно, что позднее он командовал 191-ым пехотным Ларго-Кагульским полком. Стал генерал-майором, участвовал в Первой мировой войне – командир 1-й бригады 84-й дивизии и 189-й дивизии.
Награжден Георгиевским оружием, орденом Св. Станислава 3-й ст.; Св. Владимира 3-й ст.; Св. Станислава 1-й ст. с мечами; Св. Анны 1-й ст. с мечами.
Нижние чины батальона носили матросскую форму, при этом батальон не входил в состав Черноморского флота, он находился в ведении Главного штаба Военного министерства и подчинялся Одесскому военному округу.
Особый статус части отражали особенности формы: отложные воротники на матросских форменках были не синего, а красного цвета. Погоны, на мундирах, бушлатах и шинелях нижних чинов – алого цвета с белым кантом.
В Первую Мировую войну Одесский морской батальон вместе с катерами отправлен в состав Западного фронта, на Висле обеспечивал переправку войск и грузов. В 1915 батальон переведен в Севастополь, участвовал в Трапезундской десантной операции.
Одесский морской батальон прекратил существование после Октябрьской революции, в процессе массовой демобилизации, слома государственной машины, и армии в частности.
Одесский морской батальон, в качестве инженерной части морской пехоты, должен был высаживать армейские подразделения на необорудованное для приема крупнотоннажных транспортов побережье. То есть главной задачей батальона было обеспечение главной стратегической операции Черноморского флота и войск Одесского военного округа – захват у Турции проливов.
Вплоть до Первой Мировой войны, батальон находился в Одессе, в Сабанских казармах, построенных в 1827 году (улица Канатная).
По штату батальон состоял из двух рот: гребной и технической, а также учебной команды, школы машинистов, склада плавучих средств и технического имущества.
Обе роты батальона имели командира в чине капитана, 2 офицеров, 1 фельдфебеля, 1 каптенармуса, 1 горниста, 4 старших и 4 младших унтер-офицера, 12 ефрейторов, 112 рядовых.
Командовал батальоном полковник, при нем – помощник, то есть заместитель, в чине подполковника. Также было несколько батальонных офицеров: адъютант, казначей и заведующий оружием и мастерской. Батальон имел 36 стальных катеров и 40 деревянных десантных баркасов.
Первым командиром батальона был полковник Александр Алексеевич Есаулов. Известно, что позднее он командовал 191-ым пехотным Ларго-Кагульским полком. Стал генерал-майором, участвовал в Первой мировой войне – командир 1-й бригады 84-й дивизии и 189-й дивизии.
Награжден Георгиевским оружием, орденом Св. Станислава 3-й ст.; Св. Владимира 3-й ст.; Св. Станислава 1-й ст. с мечами; Св. Анны 1-й ст. с мечами.
Нижние чины батальона носили матросскую форму, при этом батальон не входил в состав Черноморского флота, он находился в ведении Главного штаба Военного министерства и подчинялся Одесскому военному округу.
Особый статус части отражали особенности формы: отложные воротники на матросских форменках были не синего, а красного цвета. Погоны, на мундирах, бушлатах и шинелях нижних чинов – алого цвета с белым кантом.
В Первую Мировую войну Одесский морской батальон вместе с катерами отправлен в состав Западного фронта, на Висле обеспечивал переправку войск и грузов. В 1915 батальон переведен в Севастополь, участвовал в Трапезундской десантной операции.
Одесский морской батальон прекратил существование после Октябрьской революции, в процессе массовой демобилизации, слома государственной машины, и армии в частности.