НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » Основоположник батальной панорамы
Основоположник батальной панорамы
17 июня 1856 года в Одессе родился академик Франц Алексеевич Рубо — художник, создатель трёх панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго». Его отец – книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо; мать – владелица дома моделей Мадлен Сенек.
С ранних лет у Франца проявилась склонность к рисованию. В 9 лет он определен в Одесскую школу рисования и черчения, в 22 года поступил в Баварскую королевскую академию художеств, учился у Йозефа Брандта. Путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии.
Кавказ стал одной из самых любимых тем художника. В 1886 году он получил заказ на написание 19 картин на тему Кавказских войн для Тифлиса.
В 1889 году в залах Императорского Общества поощрения художников открылась первая персональная выставка Рубо. Это был период расцвета Рубо как мастера станковой живописи. Участвовал живописец и в академических выставках. Специально для них создано несколько полотен, в том числе "Живой мост", "Кавказская разведка", "Переправа через горную реку".
Батальная панорама привлекла возможностью создавать монументальные произведения. В 1891 году после экспонирования панорамы "Штурм аула Ахульго" в Мюнхене Баварская академия художеств присвоила Рубо звание профессора. Художник также был награжден орденом святого Михаила. Затем панораму с большим успехом демонстрировали в Париже. Рубо потратил на создание панорамы 35 тысяч рублей, но обратился к Николаю II с просьбой приобрести ее за 15 тысяч. Кредиторы угрожали художнику продажей произведений с молотка. Панораму приобрело Военное министерство.
Уже зрелым мастером, в 1901 году, художник получил официальный заказ на создание панорамы, посвященной 50-летию героической обороны Севастополя в период Крымской войны.
Задача передать грандиозный сюжет обороны Севастополя, говорил Ф. А. Рубо, не имела себе предшественников, и разрешение ее представляет для художника громадные трудности. Легко писать художнику, где исторический материал дает готовые и благородные мотивы, но совсем другое дело изображать на холсте героическую защиту. Художник должен всегда оставаться правдивым.
Рубо показал момент отражения защитниками Севастополя самого яростного штурма, предпринятого неприятелем 18 июня 1855 года.
За большие заслуги в художественной деятельности Рубо в 1908 году был награжден орденом Святой Анны 2-й степени и избран академиком Императорской Академии художеств.
В общей сложности Рубо написал около двухсот монументальных полотен.
В 1910 году Франц Алексеевич приступил к работе над панорамой «Бородинская битва». На полотне вновь изображен самый напряженный момент сражения – атака французов на деревню Семеновское в полдень 7 сентября 1812 года.
Для панорамы построено здание в Москве. По окончании работы художник писал: «... панорама Бородино удачна и лучше севастопольской».
После открытия панорамы «Бородино» Франц Рубо уехал в Германию. Живя вдали от Родины, Рубо не написал ничего равнозначного прежним работам.