НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » Торговля «живым товаром»

Торговля «живым товаром»

Читати grad.ua у  
«21 апреля 1911 года на пароходе «Княгиня Ольга» выехал в Турцию и в Египет присяжный поверенный Натансон, уполномоченный Общества защиты женщин. Он командирован от имени одесского отдела общества для подробнейшего обследования вопроса о продаже русских женщин в вертепы и гаремы.»

«Русское слово»

В газете подчеркивалось, что отдано распоряжение консулам оказывать содействие освобождению этих женщин, привлекать к ответственности торговцев «живым товаром» и доставлять их в Россию.


Проблема эта существовала ко времени публикации заметки уже давно. В XIX веке существовал проверенный способ заявить миру о своей высокой добродетели и принципиальности. Достаточно публично выступить против рабства в отдаленном регионе мира.

Бесчисленные аболиционисты боролись за свободу американских негров, невольников в Азии и Африке. Они не желали замечать, что рабство процветало у них под носом — в Лондоне, Париже и других цитаделях цивилизации. Сексуальное рабство угрожало представительницам всех рас и народов, причем торговля женщинами велась в мировом масштабе и приносила значительный доход.


Не вызывает сомнений, выражаясь современным языком, глобализация бизнеса. Но все же остановимся на событиях, происходивших в Одессе.

В 19-м веке торговля «живым товаром» процветала. Нашла применение в отвратительном «бизнесе» такая достопримечательность, как катакомбы. Через подземные штольни  женщин по ночам переправляли на турецкие суда. Жертвой «коммерсантов» стала  даже княжна Волконская. Она прыгнула за борт, тело на берегу смогли опознать по медальону. Однако в тот раз преступники попали на каторгу.


Наступил век 20-й. К тому времени главную роль в торговле женщинами в Турции играли Венгрия и Румыния. Но их значение снизилось, сомнительное перевенство приобрела Одесса. К началу Первой мировой войны именно Одесса стала главным перевалочным пунктом для торговцев женщинами.

Лето 1909:
На днях была похищена девушка, оказавшаяся проданной соблазнителем в один из притонов разврат в Константинополе. Комитет общества защиты женщин, получив заявление матери девушки, отправил консулу телеграмму и письмо с фотографией девушки. Было получено письмо от девушки, умолявшей мать обратиться к властям и спасти ее из рук насильников. Сегодня на пароходе девушка доставлена в Одессу. Оказывается, получив телеграмму, консул при содействии турецких властей разыскал девушку в притоне, где она была записана по подложному паспорту. Девушка больна. Сегодня же комитет защиты женщин получил два заявления. В одном мать сообщает, что дочь ее увезена на Восток и продана в дом терпимости; в другом, подписанном «гимназистка», изъявляется желание помочь комитету в деле обнаружения гнезда продавцов девушек. Автор письма добавляет, что некоторые ее подруги уже погибли благодаря этому гнезду.


Американский посол в Турции Генри Моргентау писал в 1914 году:
Если лет пятнадцать назад главную роль в этом бизнесе играли австрийцы, то теперь перевозками по большей части занимаются русские... Основные источники поставок — Галиция, Румыния и юг России.

В.В. Розанов издал труд «Семейный вопрос в России». В нем, кроме работ знаменитого философа, собраны статьи публицистов, ученых. В частности, особый интерес, в привязке к Одессе представляют два очерка.

Гнусный промысел. Н. Лендер.
Промысел продажи женщин на Ближний и Дальний Восток в публичные дома и гаремы давно уже обращал на себя внимание одесской администрации, но пресечение этого зла представлялось крайне трудным: дело обставлено большими секретами и поставщицы живого товара, не живя в Одессе, наведываются сюда лишь изредка и на короткое время только для отправки в дорогу завербованных их агентами женщин. Эти своеобразные антрепренерши раскинули сеть по всему Югу России, они оперируют и в Киеве, и в Ростове, совершая периодические переезды из города в город, иногда через большие промежутки времени. "Агенты" этих антрепренерш - не уличные оборванцы, а ловкие и искусные, тонко знающие дело и иногда весьма нарядные, презентабельные джентльмены, сплошь и рядом евреи, имеющие претензию "понравиться" своим жертвам.

Несчастные женщины, застигнутые крутыми житейскими обстоятельствами, соблазняются предлагаемыми антрепренершами или их агентами задатками и хранят заключенное обеими сторонами "добровольное соглашение" в великой тайне. На Восток они эмигрируют в качестве туристок, дам, разъезжающих по делам родственников и мужей, спутниц ловких аферистов и компаньонок антрепренерш. С внешней формальной стороны полиции часто не к чему бывает придраться: у эмигранток паспорта в полном порядке, на предлагаемые вопросы женщины дают самые ясные ответы. Антрепренерши иногда увозят и неопытных молодых девушек под видом своих родственниц.

Торговля живым товаром ведется на золото, и даже на очень крупное золото; антрепренерши и их агенты зарабатывают хорошие куши, а жертвы их, нередко исстрадавшиеся дома в нужде и голоде, увидев в руках первые деньги, не проявляют иногда особого желания вернуться к прежней жизни.

Состоявшееся "добровольное соглашение" они берегут в тайне даже от подруг и всячески открещиваются и от полицейского вмешательства, и от непрошеной защиты. Конечно, бывают и грубые тайные увозы женщин, когда защита их полицией - единственное средство для спасения несчастных из рук скверных гешефтмахеров. В последнее время, с оживлением окраин Дальнего Востока, начинается увоз женщин не столько на Ближний Восток, довольствующийся услугами западноевропейских комиссионеров, сколько в Порт-Артур и Владивосток. Ловкие антрепренерши обратили исключительное внимание на эту доходную статью. О поимке одной из них, Алексеевой, вам уже известно. Но их, конечно, много.

В Одессе немало сделано уже для несчастных женщин, случайно впавших в разврат. Большое, располагающее достаточными средствами "Общество призрения неимущих и помощи нуждающимся" устроило здесь образцовое убежище для девушек и порочных женщин; графиня А.И. Шувалова привлекла многие десятки тысяч рублей на устройство нового Трудового дома для порочных женщин ("Одесское общество св. Магдалины"). Этот дом, обставленный превосходно, имеющий прекрасный инвентарь для женского труда (рукоделье, шитье и проч.), широко открыл свои двери для всех нуждающихся в его поддержке. Но много ли нашлось женщин, готовых бросить позорные заработки и вступить на трудовой путь?

В первом убежище долгое время призревалась всего одна женщина и заведующее убежищем благотворительное общество жаловалось на то, что все его старания не приводят ни к чему. Какими мерами привлечь обитательниц в пустующее убежище? Не брать же их насильно с улицы. Десяток-полтора женщин, призреваемых в новом убежище, составляют тоже лишь малый процент на тысячи порочных. Невольно думается, что лучше всяких полицейских и благотворительных мер могла бы помочь борьбе с развратом более надежная подготовка женщин к самостоятельному, обеспечивающему женщину труду, а в этом направлении у нас вообще мало сделано.  


Речь о идет о деле 1902 года «Из Одессы: Полицией арестована вербовщица женщин для Востока Алексеева, прибывшая из Порт-Артура. Задержаны ее агенты. Гнусный промысел обставлен был большими предосторожностями. Подговариваемым женщинам выдавались задатки».

Наибольший интерес представляет упомянутая в статье графиня Шувалова. Александра Илларионовна Шувалова(1869-1959), старшая дочь министра императорского двора графа И. И. Воронцова-Дашкова. Семья была особо приближенной к царской – в детстве Сандра, ее братья и сестры часто играли с детьми Александра III. В 1890 она вышла замуж за графа Павла Шувалова, у них было 8 детей (4 сына и 4 дочери). Она активно занималась благотворительностью. Когда её муж был градоначальником в Одессе, Александра Илларионовна возглавила Комитет Красного Креста во время эпидемии чумы.


В сентябре 1898 года она добилась учреждения Общества святой Магдалины. Благотворительная организация получила участок бывшего Скакового поля (в районе нового Тюремного замка) площадью в 1 десятину.

А.И. Шувалова принимала участие в Первой мировой войне, во главе передового отряда Красного Креста. Награждена Георгиевской медалью всех четырёх степеней После революции графиня эмигрировала, обосновалась во Франции, став председательницей Русского общества Красного Креста и помогая неимущим беженцам из России.

Еще одна статья называлась «Белые невольницы». Напечатана была в газете «Новое время», автор Н. Андреев. Далее приводим фрагменты корреспонденции, причем без изменений в тексте.
На прошлой неделе закрыл заседания при министерстве иностранных дел международный "конгресс" против торговли белыми женщинами (La Traite des blanhches). He следует думать, судя по этому - довольно-таки нелепому - названию, что речь шла только о торговле белыми, а что торговля черными, желтыми или красными женщинами была оставлена в стороне как предмет, не стоящий внимания. Конгресс имел в виду вообще гнусное ремесло купли-продажи живого мяса женского пола, какого бы цвета кожей это бедное мясо ни было покрыто.

Не знаю, какие будут результаты этого Конгресса. Да и будут ли они вообще! Конгрессисты, как известно, не облечены никакими законодательными полномочиями. Они могут только докладывать, спорить и выражать пожелания, которые ни для кого не обязательны. А все это и без того давным-давно делается, только, к несчастью, толку из этого никакого не выходит. Порядочные люди возмущаются, а проходимцы посмеиваются себе в ус и как ни в чем не бывало продолжают свое прибыльное занятие.

Для купли-продажи женского мяса существуют многочисленные агентства, разбросанные по всему свету, и которые все находятся между собою в самых деятельных сношениях. В одной Австрии таких агентств известно 180; в них в каждую минуту имеется 1500 женщин, готовых к отправке. В Италии, по словам секретаря Ассоциации против торговли белыми д-ра Гарофоло, "число несчастных девушек, которых отправляют из генуэзского порта в Южную Америку, доходит до 1200 в год. Эти бедные существа, почти дети, вербуются главным образом в Венгрии, России, Франции и Швейцарии. Возраст их колеблется между 15-20 годами".
Цены на товар подвержены закону спроса и предложения, но зависят также от моды: иногда спрос больше на блондинок, чем на брюнеток, иногда на девушек со светлыми или, напротив, с темными глазами. Цены меняются постоянно, то поднимаются до очень высоких цифр, то падают почти до нуля.

Из русских делегатов на конгрессе кн. С. Волконский представил очень интересную работу, в которой показал, как агенты проституции орудуют в России. В известное время года, зимою особенно, они появляются в Киеве, в Варшаве, т. е. вообще в юго-западных провинциях и в Царстве Польском, и соблазняют бедных девушек перспективой хорошего заработка. Когда дело сделано, они увозят их группами по 15-20 человек в порты Генуи, Бордо, Гавр, Соутгемптон, откуда рассылают в Африку или Южную Америку...

Торговля женщинами представляет собою, таким образом, преступление международное, а потому бороться с ним очень трудно. Девушка, которая принимает предложение агента, делает это не из любви к путешествиям; ее гонит из дому нужда. Она ищет места "в отъезд или за границу" - гувернантки, бонны, кафешантанной певицы, продавщицы в магазин, швейки, модистки и т.п. Агент предлагает ей такое место, обещает золотые горы. Она рада и счастлива. Скажите ей, что этот человек имеет на ее счет совсем другие намерения, - она не поверит.

Преступление агента с точки зрения существующих законов начинается уже за границею. Но подите тогда доказывайте, что девушки не по своей воле пошли в публичный дом. Впрочем, доказывать ничего не придется. Когда дверь этого ужасного дома захлопнулась за несчастной, она в девяноста случаях на сто провалилась сквозь землю. Если она противится - ее бьют и всячески терзают, пока она не покорится своей участи. Полиция об этом узнает только в крайне редких, исключительных случаях, потому что такие пансионерки, а также несовершеннолетние в списки не вносятся. А когда полиция является, их запрятывают так, что их не откроешь
 
В эти годы многие государства осознали глубину проблемы. Проводились конгрессы. Наконец,  в 1910 году в Париже приняли Международную конвенцию по прекращению торговли «белыми рабами». Конференция постановила, «тот, кто в целях удовлетворения похоти другого лица уведет женщину или совершеннолетнюю девушку с помощью угроз, насилия, путем злоупотребления властью или каким-либо иным образом, должен подвергнуться наказанию». Самым главным было то, что преступник теперь должен был подвергаться преследованию, даже если криминальные действия, вменяемые ему в вину, совершены в разных странах. То есть, если в США поймали сутенера, перевозившего девушку, похищенную в Венгрии, приобщенную к проституции в Париже, а затем проданную в Канаду, то ему не удалось бы уйти от наказания.

Мария Фердинандовна Кич, жена знаменитого Григория Маразли, была товарищем (заместителем) председателя Одесского отделения Российского общества защиты женщин.

Напряженная работа, невзирая на множество препятствий, приносила определенные результаты. Тем не менее, по-прежнему в газетах появлялись разоблачительные статьи.
В Одессу доставлена из Батума миловидная интеллигентная девушка Келишек, увезенная из Варшавы для отправки в Константинополь продавцом живого товара. Подробности увоза полны ужасов. Келишек опоили одурманивающим напитком, она лишилась сознания и пришла в себя уже на пароходе, шедшем в Батум. Виновник арестован; при нем нашли яд».
«Продажа жены в вертеп. Арестован хорошо известный Одессе купец К., продавший в вертеп Египта свою жену. Женщина, пробыв в вертепах больше года, затем, благодаря участию консула, освободилась, добралась до Одессы и здесь о своих мытарствах сообщила одесскому отделу общества защиты женщин, который, в свою очередь, сообщил властям. Начато следствие. Выясняется участие в продаже женщин нескольких лиц.




Схожі новини

Коментарі

СМИ Украины: