А есть ли в Одессе легкая промышленность?
Когда-то в Одессе, кроме станкостроения и Черноморского пароходства, работала громадная отрасль, называемая статистикой – «легкая промышленность». Обувное объединение. Трикотажная фабрика. Объединение по производству кожи. Несколько швейных предприятий. О мастерах по массовому пошиву «американских» джинсов, которые потом всплывали на знаменитой одесской «толкучке», - молчу. Распознать подделку могли лишь опытные эксперты!
Вообще, «легпром», - а именно так сокращенно именуют легкую промышленность, - двигатель расширения потребительского рынка. Нынешние экономические гиганты мира, - Китай и страны юго-восточной Азии, - начинали свое восхождение к процветанию именно с развития легпрома. Человеку надо чем-то прикрыть свою наготу. И спрос на белье, брюки, рубашки, платья и прочую верхнюю одежду так же вечен, как необходимость купить буханку хлеба и пакет молока. Еще одна деталь. Производители одежды и обуви, если они желают удержаться на плаву и быть успешными, просто обязаны четко учитывать финансовое состояние своего потребителя.
Понятно есть люди, жаждущие носить нечто особенное, созданное выдающимися дизайнерами. Они готовы платить немереные деньги за костюм, платье, пальто или футболку. Помню, как я, гуляя по Риму, попал на улицу, где расположились офисы и магазины великих модельеров. Зашел в одну из таких лавок. Цена футболки чуть не сшибла меня с ног: она стоила за две тысячи евро! Потом мне объяснили, что их выпущено меньше десятка. Но это – для богачей.
Купить в магазинах мужское и женское белье сегодня легко. Но оно почему-то исключительно турецкого и польского производства. И если у турок цены начинаются с девяносто гривен, то европейский производитель за ту же майку в комплекте с трусами требует от двухсот пятидесяти и выше. О женских платьях, юбках, блузках, брюках произведенных из натурального льна и пошитых где-нибудь в Польше или Чехии, молчу. Там цены зашкаливают далеко за тысячу гривен.
А что Украина не в состоянии обеспечить себя товарами собственного производства? Оказывается, может. Ровенский льнокомбинат выпускает изо льна, выращенного у себя в области, платья из этого натурального материала по цене от 99 до 259 гривен. Футболки от 99 гривен до 229. Женские льняные жакеты от 270 до 1490 гривен. Годовой объем производства свыше ста миллионов долларов! А что Одесса, которая славилась в советские времена легпромом? Мужская футболка, - без рисунка, белая, - стоит 126 гривен. Предельная цена такого продукта, произведенного в Одессе, - 560 гривен. И это в «Интернет-магазине»! В розничной сети, понятно, все будет дороже. Естественно, на рынках можно подыскать товар дешевле. Но его качество будет несопоставимо с фабричным. Ибо кустари экономят на всем: на материалах, нитках, оплате рабочих. Да и швейные машины у них не самые современные. Вообще-то, изучив сайты некоторых одесских швейных предприятий, удивился.
Одно из них указывает количество работающих: 74 человека. А в основной деятельности забиты: розничная торговля и операции с недвижимостью! Ну, если первое стоит приветствовать, то второе направление явно никак не вяжется с основной деятельностью. Словом, одесский легпром явно в проигрыше, если его сравнивать с тем же Ровно. Понятно, что стимулирование развития промышленности в регионе занимается областное правительство. Но к этому процессу стоит подключиться и Одессе. Возрождение легкой промышленности – это и новые рабочие места, и появление дешевых товаров для населения. И первое, и второе – самое важное и для одесситов, и для сельских жителей.