В центре внимания 15.10.2015
Пройдитесь по центру Одессы. Внимательно оглянитесь по сторонам. Будьте внимательными! И тогда вы заметите, что у нас стремительно закрываются магазины, которые в раньшие времена именовались «бутиками», а на самом деле, - чаще всего! – торговали «шмотками» чуть-чуть отличающимися от ассортимента «Седьмого километра». Правда, присутствовали кое-где и мировые «бренды». Такие, к примеру, как «Эрменджинально Зегго». Или, чуток, поскромнее – «Балли». Все они исчезли вместе с сытыми годами. Оставшиеся в живых, - действующие, - напоминают, скорее, музеи. Куда заходят полюбоваться изделиями, ибо «ценники» на них, сшибают с ног. Женские полуботинки стоимостью в полторы тысячи «евро» логично смотрятся на знаменитой римской улице, где в ряд, по обе стороны, расположены офисы и магазины мировых «кутюрье». В Одессе – это смешно и грустно. Ибо, замечу, минимальная стоимость башмаков, которые можно сшить по заказу в Италии, начинается с трехсот – трехсот пятидесяти «евро». Ну, коли существуют охотники транжирить деньги, то не стоит удивляться такой ценовой политики. Я о другом. Ассортимент одежды и обуви для, - так называемого, - «бюджетного» класса. Для людей, составляющих большинство одесситов, этот самый ассортимент заполнен товарами, выпускаемыми, в основном, нашей «соседкой» с другого берега Черного моря, - Турцией. Даже польские товары теперь стали намного дороже, что объясняется желанием тамошнего производителя получать выручку, эквивалентную курсу «евро». Теперь приведу статистику, опубликованную в общенациональном бизнес-портале «Дело». По мнению западных экспертов, только, порядка, восьми процентов розничных торговых сетей в Украине приходится на собственные торговые марки. Все осложняется тем, что настроения украинцев не слишком оптимистические. По данным исследования 63 процента жителей Украины уверены, что мы не выйдем из кризиса в ближайшие 12 месяцев; у 28 процентов населения не остается свободных денег после покрытия базовых затрат на продукты питания и средства личной гигиены. Поэтому, планируя бюджет, украинцы пытаются экономить, например, на новой одежде (64 процента), коммунальных услугах (58 процентов) и развлечениях вне дома (55 процентов). Эта статистика, - как по мне, - подсказка для наших заезжих «реформаторов». Основные фонды для производства товаров широкого потребления не столь капиталоемкие, нежели для машиностроения и приборостроения. Учитывая, что в Одессе легкая промышленность существовала всегда, и здесь работали такие крупные предприятия, как обувное объединение, объединение по производству кожи, трикотажное объединение, а кадры готовились в специальных профессионально-технических училищах, есть прямой смысл обратить внимание на привлечение в город и регион, крупных производителей одежды и обуви. Производственные площади имеются, хотя многие из них принадлежат частным лицам, но до сих пор простаивают, ибо «контрольный» пакет продолжает находиться в руках государства. Повторяю: затраты на создание упомянутых выше производств, куда более скромны, нежели восстановление в «Южной Пальмире» предприятий точного станкостроения и сельхозмашиностроения. Между прочим, что-то я от наших кандидатов, что в мэры, что в депутаты таких планов не слышал. Впрочем, пора перестать удивляться….