Давайте по-честному. Повышение пенсионного возраста – это не главное для большой пенсии в будущем. Наша страна и до войны стремительно неслась в сторону, так называемой, «демографической ямы». Мы были в числе государства с низкой рождаемостью. Причем, даже в такие, – сравнительно спокойные и финансово стабильные годы, - как начало «нулевых». Украинское издание Брежнева в виде Януковича, или Горбачева в виде Ющенко, конечно для политической и экономической элиты страны приносили неприятности, но население существовало более-менее стабильно. Начало вырабатывать в себе вкус к путешествиям заграницу. Пусть не в самые дорогие страны, а в Польшу или Турцию, но ездили же!
Правда, начинался процесс трудовой миграции, за которым никто всерьез не наблюдал и ущербность его для экономки Украины не анализировал. Первыми почувствовали невосполнимость таких утрат «айтишные» компании. Затем дефицит высококлассных инженерных кадров для машиностроительных отраслей стали ощущать в промышленной сфере. И, -– как вишенка на торте, – в Европу двинулись великолепные врачи, которые, несмотря на то что в некоторых странах требовалось подтверждать свой диплом, прорывались и начинали строить успешную карьеру.
Чуток позднее в погоню за освоением Западной Европы ринулся мастеровой люд. Начиная от автослесарей и оканчивая специалистами в сфере ЖКХ. Все эти сантехники, кровельщики, электрики, сварщики. Словом, мы молча наблюдали, как профессионалы, опытные специалисты, на обучение которых в свое время были потрачены серьезные деньги, - в своем большинстве государственные! – пополнили дефицит такого уровня мастеров в странах восточной и центральной Европы, ибо у них тоже происходила «утечка» кадров. Только в более богатые государства континента: Германию, Францию, Англию, Бельгию.
Ну, а потом грянула война. И массовый отток украинцев, – мужчин и женщин, – подальше от обстрелов и воздушных тревог. Вот, почему все нынешние разговоры о повышении пенсионного возраста, который даст возможность получение в старости большой пенсии, считаю, мягко говоря, не совсем откровенными.
Я внимательно прочитал интервью заместителя министра Минсоцполитики Дарьии Марчак общенациональному сайту OBOZ.UA. Сейчас не хочу останавливаться на общих суждениях о необходимости всем работающим платить единый социальный взнос (ЕСВ) и брать заработную плату «в конвертах». Ну, мы все знаем, что дважды два – четыре…
Меня, больше заинтересовала та часть интервью, где разговор зашел о том, что украинцам надо работать дольше. Правда, многие работодатели вводят возрастные ограничения, - «эйджизм». Вот как на этот вопрос отвечает заместитель министра:
Такая проблема действительно есть, и она прежде всего в восприятии возраста – и со стороны работодателей, и со стороны самих граждан. Но мы должны понимать текущие демографические тенденции. Общество будет стареть, и эта ситуация не только в Украине, а во многих других – и почти во всех развитых странах.
Когда население становится старше, работодатели не могут позволить себе эйджизм. Следует проводить учебные, образовательные и коммуникационные тренинги (особенно для HR-служб), с одной стороны объясняя, почему и как работодатели должны адаптировать свои стратегии под старение населения, с другой – помогая гражданам в любом возрасте адаптироваться к изменениям на рынке труда. и появлению новых требований к навыкам и компетенциям.
Нам нужно инвестировать в переобучение людей постарше. Важно сохранять гибкость, продолжать обучаться. Моей маме 67 лет, и она сейчас успешно изучает английский в приложении на телефоне, вместе с моей дочерью просто потому, что ей интересно. И возраст никак не мешает.
Изучать английский язык в приложении к телефону – это одно. А, вот, научиться писать «программный продукт», нужный, к примеру, химической компании, – это уже другой уровень. И подготовка специалиста здесь усложняется и возрастом, и дефицитом знаний в точных науках для шестидесятилетнего человека. Существующую проблему, конечно, надо решать и с привлечением к работе людей старшего поколения, но, как по мне, стоит делать упор на профессиональную ориентацию мальчишек и девчонок, начиная с 6 класса. Впрочем, и их не так уж много сегодня. Словом, надо всерьез думать о том, как разрешить проблему дефицита рабочих рук.