Сокращать или развивать ВУЗы в Украине?
Не так давно, – в бытность министром образования Дмитрия Табачника, – Украину накрыла волна сокращения высших учебных заведений. Логика Табачника имела под собой почву. В стране, как грибы, после дождя, возникали в громадном количестве академии и университеты. Причем, даже в районных центрах! Студенты платили денежку, – кто много, кто терпимо, – зачислялись на курс избранной специальности.
Кто-то посещал, кто-то «казенил», но результат всегда был один: на руки получали дипломы экономистов и юристов. Неважно, что знания находились ниже плинтуса, неважно, что диплом, – хоть и красиво исполненный, – не гарантировал уровень знаний «специалиста» (беру это слово в кавычки), но он утверждал социальный статус: ты теперь окончил высшее учебное заведение. Словом, решения тогдашнего министра были обоснованы. Часть непонятных вузов ликвидировали.
Теперь, вот, наступила очередная чистка. Читаю «официоз»:
Далее идет разъяснение:
Предлагается сократить число вузов с 231 до 80, почти втрое. Каким образом? Слиянием. К примеру, Киевский университете хотят соединить с тамошним Политехническим. Ну, и так далее.
Убогая идея. Отечественные вузы страдают, – понятно, от недостатка финансирования со стороны государства. Это – аксиома. Но, как по мне, в большей степени их финансирование могло бы стать успешней, если бы крупные финансово-промышленные корпорации вкладывали деньги в вузовскую науку и формировали спрос на профессии, необходимые для развития экономики и создания новых технологий. Так делают ведущие мировые компании и в США, и в Западной Европе, и в Китае, и в Японии.
Аудит вузов, который предлагает провести Международный валютный фонд Украине, выделив на это 200 миллионов долларов США, наверное, поможет определить, какой университет справляется лучше с вызовами времени. Но нам-то надо иное. Нам требуется осознанная политика государства и отечественного бизнеса в формировании научных направлений в высшей школе и подготовки кадров, которые смогли бы вывести страну в разряд передовых в мире. И что самое главное: не разрушить при этом те научные школы, которые еще сегодня существуют и помогают Украине держаться на плаву.