Стоит ли ожидать резкого роста цен на продукты?
Живем мы не в простое время. Говорю сейчас исключительно об Украине, хотя Ковид-19 атаковал весь мир. Но что нам весь мир, коль живем-то мы в Украине? Читаю мнения разных экономических экспертов о возможном развитии ситуации у нас в стране.
Практически все сходятся в одном: продолжает падать покупательная способность населения. Что объяснимо, исходя из пандемии. Малый и средний бизнес разоряется. На плаву, в основном, аграрии. Но и производителям сельхозпродукции придется, – рано или поздно, смириться с тем, что кошелек их покупателей отощал, а потому резко поднимать цены не имеет смысла.
Вот, как описывает ситуацию известный украинский экономист Олег Пендзин:
Но этот самый COVID-19 при всем – при том, хоть и будет существовать, но через некоторое время, после появления коллективного иммунитета, все-таки, ослабит свою хватку. И что тогда ждет государства, которые не имеют сильной экономики?
Хочу напомнить ситуацию, сложившуюся на этот момент. Этот глобальный кризис прервал многолетний прирост богатства в мире, отбросил большинство стран на несколько лет назад и уже обошелся налогоплательщикам в 12 триллионов долларов США. И как подсчитали аналитики Международного валютного фонда, тратиться на антикризисные меры придется и дальше, несмотря на то, что доходы сокращаются: мир недосчитается 28 триллионов долларов США за 5 лет.
А если это так, то денег на развитие остается все меньше. Причем в странах, где уровень экономики не сопоставимо выше украинского. Вот, что мы наблюдаем уже сегодня. Привожу данные Национального банка Украины: с 2015 года впервые чистый отток прямых иностранных инвестиций из Украины за прошлый 2020 год достиг чуть более 868 миллионов долларов США, а в 2019 году чистый приток составил почти 6 миллиардов долларов США. Проще говоря, деньги от инвесторов быстро ушли из страны.
И второй момент. Национальный банк Украины сообщил, что объем валового внешнего долга Украины в 2020 году вырос на 4 миллиарда долларов США и составил 125 миллиардов долларов США (относительно ВВП страны, объем госдолга увеличился за «коронакризисный» год с 78,6 до 81,2 процента).
Как мы же будем восстанавливать экономику? Как по мне, например, так стоит, все-таки, восстановить связи с Китаем, попытаться вернуть этого крупнейшего инвестора в Мире в Украину.