Берегозащита, которой, увы, нет

Шторм в Одессе
Шторм в Одессе |  Фото: Константин Ткач
Читати grad.ua у  
У Константина Паустовского в романе «Романтики» есть крылатая фраза: «Шторм проветривает сердца!». Насчет такой формулировки спорить не стану. Она справедлива и точна. Сегодня я о другом. О шторме, бушевавшем в Одессе несколько дней подряд.

В социальных сетях, –  поначалу! – появились красивые снимки, где волны накрывали набережные и ржавеющие причалы. Потом тон изменился. Стали появляться документальные свидетельства исчезновения пляжей. Они сократились с 11 до 14 станции Большого Фонтана. Местные средства массовой информации тут же закатили истерику, которую подхватили общенациональные СМИ.
Если передать суть стенаний, то стоит процитировать лишь одно предложение местного информационного портала:
…вместо кардинального решения вопроса (городские власти) просто забрасывают гранитными валунами проблемные места, вместо того, чтобы восстанавливать берегоукрепительные сооружения и намывать песок.

Ну, с киевскими журналистами все понятно. Эту проблему Одессы они не знают, а потому просто тупо цитируют своих коллег, живущих и работающих в «Южной Пальмире». Но наши, местные!

Проблема берегозащиты города – это история, протяженностью, как минимум, более полувека. Работая в отделе экономики «Вечерней Одессы» во времена мэрства Валентина Симоненко, я хорошо помню работу Всесоюзного научно-практического семинара, организованного Валентином Константиновичем в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов прошлого века. Он пригласил тогда в Одессу ученых и специалистов со всего Союза. Начиная с академиков и кончая геологами-практиками. К этому семинару подключился и профессор Зелинский, тогдашний ректор Одесского университета, который принимал участие в разработке первой линии берегозащиты, которая, – если мне память не изменяет, – начиналась от границы порта и оканчивалась в районе десятой станции Большого Фонтана.

И ученые, и практики вынесли вердикт. Намывать песок на пляжи бесполезно, покуда город не построит ряд берегозащитных сооружений. Причем, первый ряд должен находиться далеко от берега, дабы ослаблять удары морской воды. Дискуссия кипела вокруг того, что из себя должен представлять этот, так сказать, «первый редут». Но, повторяю, диагноз не менялся: без берегозащиты одесские пляжи обречены на исчезновение.

Когда с этим предложением обратились в Совет Министров СССР и назвали сумму необходимую для проекта, а она исчислялась сотнями миллионов рублей, то стало ясно: денег таких нет. Замечу: история начиналась еще при существовавшем Союзе. С его немалым финансовым потенциалом.

Намывание песка на пляжи, которым в свое время занимался Эдуард Гурвиц, было пустой тратой денег. О чем, подчеркну, телекомпания «ГРАД» тогда говорила и предупреждала. Но желание замылить одесситам глаза оказалось сильнее. Понятно: сегодня ни город, ни центральная власть профинансировать восстановление старых и создание новых берегозащитных сооружений не в состоянии. Таких денег страна не имеет, а у города их просто быть не может. Если во времена Союза речь шла о сотнях миллионов рублей, то сегодня это – сотни миллионов долларов, как минимум.  Можно, конечно, заняться «косметикой», ну толку от этого – ноль.
Автор: журналіст Ігор Розов

Схожі новини

Коментарі