Нет предела росту тарифов?
Начну с известного факта. Последние два года стали беспрецедентными по уровню тарифов на тепло. Если судить по «платежкам», которые получали среднестатистические украинские семьи, то из бюджета «ячейки общества» на оплату уходило более 30 процентов дохода только за коммунальные услуги. В некоторых семьях этот достигал 50 процентов.
При этом, – подчеркну, – в среднем в европейских странах за услуги ЖКХ семья тратить не более 10 процентов своего бюджета. Вот статистика: граждане Германии оплачивают за услуги «коммунальщиков лишь 10 процентов от среднего заработка и 15 процентов от пенсии. В Великобритании это соотношение такое: 8 процентов от зарплаты и 20 – от пенсии, в Латвии – 20 – от зарплаты и 40 процентов от пенсии.
Почему так? В Украине цена газа включает в себя прогнозируемую цену на торговой площадке немецкого «хаба» плюс транспортировка до западной границы Украины. На границе «Нафтагаз Украины» получает товар по цене от 230 до 250 долларов за тысячу «кубов». Добавим к этому транспортировку по внутренним трубопроводам, обслуживание системы, налог на добавленную стоимость, наценку самой компании и в результате получим розничную цену на газ за тысячу кубометров в размере 10 тысяч гривен, что просто не подъёмно для большинства украинских семей.
Но и это, оказывается, не «пик» затрат украинцев. Кабмин собирается изменить методику расчета цены на газ для населения уже к апрелю 2018 года, после чего цена увеличится, приблизительно, на 8 процентов.
Теперь о главном. Страна добывает около 20 миллиардов кубометров «голубого топлива» в год. Его себестоимость, по словам большинства экспертов, колеблется от 3 до 5 тысяч гривен за тысячу «кубов». Сюда входит и рента, которая оплачивается добытчиками государству. Согласитесь, что упомянутая выше сумма значительно меньше той, которую мы платим сегодня.
Что надо сделать? Отпускную цену этого товара рассчитать, исходя из себестоимости отечественного газа. Добавив, разумеется, определенный процент для развития отрасли. Второй, как по мне, самый важный момент: провести комплексный энергоаудит на государственном уровне, утвердить его и ознакомить граждан с цифрами энергетического баланса страны.
Полагаю, такие меры помогли уменьшить нагрузку на бюджет, в котором заложены субсидии для населения, – а в этом году они исчисляются свыше 50 миллиардов гривен.
Словом, возможность для снижения тарифов на тепло у государства имеется.