» » Хранитель скрипок Николая II и реставратор инструментов герцога Баварского

Хранитель скрипок Николая II и реставратор инструментов герцога Баварского

Лев Добрянский и его скрипка

Жизнь Льва Владимировича Добрянского полна загадок. Родился в 1862 или 1864 году, возможно в Одессе. Ушел из жизни осенью 1941 года. Пишут, что погиб в Одесском гетто. Так же есть информация, что Добрянский дворянин, выпускник Ришельевского лицея.

Лев Добрянский скрипка

Вот что писала газета «Большевистское знамя» в 1939:

Одесского скрипичного мастера Льва Владимировича Добрянского знают в Москве и Иркутске, в Брюсселе и Берлине, в Вене и Нью-Йорке. На его изумительной скрипке играет скрипач с мировым именем — Ян Кубелик.Известный венгерский скрипач Сигет, будучи на гастролях в Одессе, написал Л. В. Добрянскому на своем портрете, подаренному ему: «Великому мастеру Л. В. Добрянскому с признанием его большого искусства». Скрипка «СССР» — лучшее творение мастера-виртуоза. Он посвятил этот свой труд вождю народов великому Сталину. Скрипка находится в Московской консерватории. За сорок с лишним лет работы Льва Владимировича через его руки прошло более пяти тысяч инструментов. Год тому назад по решению Совнаркома Украинской ССР была создана мастерская скрипок под руководством Л. В. Добрянского. Осуществилась заветная мечта 75-летнего Льва Владимировича».Форма скрипки необычна. В верхней части отсутствуют углы, в нижней — они закруглены. Эфы также нетрадиционной формы. Головка инструмента представляет руку, которая держит земной шар. Скрипка украшена гербом Советского Союза, нотной строчкой с мелодией Интернационала и высказыванием В. И. Ленина: «Без искусства и вне искусства мы никогда не достигнем красоты и величия наших идей.

Лев Добрянский скрипка

Очевидно, вождь оценил подарок, поскольку жилищные условия Добрянского мгновенно улучшены: с чердака его переселили в нормальную квартиру, он переехал на Дегтярную №15.

Лев Добрянский

Скрипки Добрянского часто путали со скрипками Страдивари. А ведь он был самоучкой. Лев Владимирович вел постоянный поиск в деле «построения скрипки». Он придумывал новые формы инструмента, «строил» скрипки из хорошо высушенного дерева (использовал старую мебель), использовал особый лак; их приобретали выдающиеся музыканты: Ян Кубелик, Вильгельм Бурмейстер, Йозеф Иоахим; знаменитые коллекционеры Шреккер, Кнопп, Мендельсон.

Вилли Бурмейстер

Результаты исследований изложил в очерке «Усовершенствование струнных музыкальных инструментов по известному способу, изобретённому Л.В. Добрянским», Одесса 1891 год.

Ян Кубелик играл на его скрипке «Германия», ради нее великий чех даже отказывался от «Императора» работы Страдивари.

Ян Кубелик

Широко известна скрипка, изготовленная в 1910 году. По оценке известных музыкантов, инструмент по звуковым качествам ни в чём не уступал работам Гварнери и Амати. История ее «рождения» необычна. Успехи Добрянского могли обесценить скрипки великих итальянцев. Его пытались дискредитировать, по слухам организовали покушения: дважды на мастера падали цветочные горшки с балконов. Ответ Добрянского – «Шутка». На нижней деке – Пьеретта, показывающая «нос», внутри надпись: «Посвящается моим врагам».

Йозеф Иоахим

Еще одна история. Конец 20-ых годов, Одесса, таможня. Статья в «Известиях», авторы – братья Тур.

Это был инструмент тех благородных очертаний, в которых неизвестные мастера как бы предвосхитили обтекаемую форму современных машин... Для определения ценности этого старинного инструмента решили пригласить экспертов. Известные знатоки, среди которых были профессора, в один голос заявили, что инструмент, очевидно, старинной работы и баснословной цены, - столь замечательна сила и красота его звука. Но, к сожалению, имя мастера определить не представляется возможным ...Наконец, в таможенную камеру прошел последний эксперт - маленький старичок в штучном жилете поверх косоворотки и в перевязанных ниточкой очках.«Привычным движением он положил скрипку на ключицу и провел по ней смычком. Прекрасные звуки исторглись из этого маленького тела, наполнив таможенную камеру, пахнущую карболкой и сургучом...А между тем старичок уже отложил скрипку и крошечным пинцетом отколупнул кусочек древнего лака. И на оголенном дереве все увидели маленький, но внятный росчерк «Л.Добрянский. Одесса. 1908». Это моя скрипка, сказал старичок в неожиданной тишине. Я делал ее... Действительно, это была одна из скрипок Добрянского, проданная им некогда в Европу какому-то виртуозу, прославленная во многих странах и причудливой игрой судьбы возвратившаяся через два десятилетия в руки своего творца.

Лев Добрянский

Говорят, великий ученый Рентген беседовал с одесским мастером о законах акустики. Знаменитый Иоганн Штраус и Йозеф Иоахим в 1907 году участвовали в экспертизе четырех скрипок Добрянского и оставили запись о «выдающемся успехе в области скрипичного производства». Добрянский был назначен главным хранителем коллекции скрипок Николая II, несколько лет жил в Петрограде. Кроме того, Добрянский реставрировал инструменты из собрания герцога Людвига Баварского.

Лев Добрянский скрипка

Имя Добрянского по праву вошло в энциклопедии, в частности, в книге Мейера сказано: «гениальный реформатор скрипок». 1902 год, «Большая энциклопедия» под редакцией С.Н.Южакова: «Добрянский, Лев Владимирович, изобретатель улучшения звучности струнных инструментов...»

Лев Добрянский также писал стихи:

Я существо с кипучими страстями

Я призрак, тень с холодною тоской.

И Землю я люблю с ее грехами,

И небеса,с безгрешностью святой.

Лев Добрянский скульптура

Широко известен очерк «Портрет скрипичного мастера», который написал Михаил Лоскутов.

Этот очерк об одной удивительной человеческой жизни. Сейчас, когда я пишу эти строки, по улицам Одессы, возможно, идет, покашливая, согбенный старик в старой соломенной шляпе. Он опирается на палку. В Одессе стоит вечер, и в переулок доносятся шумы Соборной площади, трамвая, бульвара, толпы – необыкновенное и одесское. Потом еще откуда-то, может быть из форточки, – скрипка, а в Одессе не может быть без скрипки.

Тогда старик останавливается на минутку и, склонив голову, прикладывает к уху ладонь. Да, он узнает этот голос.

Лев Владимирович Добрянский – семьдесят лет жизни и профессия скрипичного мастера – идет по улице и опирается на палку, и полгорода его знает, и многие во всем мире знают его. Вокруг этого имени сорок с лишним лет вяжется клубок необыкновенных слухов и славы, триумфов и клеветы. Тут и статьи в энциклопедиях и репутация чудака, имена музыкальных корифеев всего мира, жизнь на чердаке и даже романтические истории с похищением неоценимых скрипокуникумов. Да, все в Одессе произносят это имя и рассказывают эти истории, и в течение десятилетий газеты и журналы печатают заметки о нем и статьи под заголовками «Забытый гений» и «Наш Страдивариус», и пора сказать наконец просто и ясно – в чем тут дело.Мастер скрипки Добрянский. Значит – очерк о построении скрипки, инструмент, мастерская, значит – лаки и деки, «рождение Страдивариев» и «тайны звука». Но и сейчас на некоторое время отодвигаю в сторону вопросы инструментоведения. Я кропотливо разбираю факты, ворохи обстоятельств, справок, сомнений, сопоставлений, и вот я чувствую настоятельную потребность рассказать все, что я узнал об этом человеке, искренне и беспристрастно. Это история необыкновенной жизни, дум, страданий и побед Льва Владимировича Добрянского, история человека, который не был ни полководцем, ни революционером, ни даже ученым.Он – скромный мастер скрипки. Но он в известном смысле и ученый и, главное, революционер этого своего дела.
Автор публикации: Дмитрий Хазан
Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии





Загрузка...